В подготовке к занятиям по изобразительной деятельности принимают участие как педагог, так и дети. В зависимости от возраста дети выполняют поручения педагога либо дежурят по занятию для подготовки необходимых материалов.
У педагога более широкая задача: подготовить не только материал для занятий, но и подготовить самих детей к изображению того или иного предмета, явления и т.п. Эта задача решается путем организации предварительной работы к занятиям. Рассмотрим основные методы и приемы, которые может использовать педагог в ходе предварительной работы с детьми разного возраста.
На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово. Загадки, стихи на различные темы (времена года, животные, растения и пр.) доступны и понятны детям, формируют в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. Поэтическое слово помогает детям обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов ребенок начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались; то есть поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает детям узнать знакомый образ в новых вариациях. Учитывая сформированные у детей представления, можно заострить их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник иллюстрирует текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт, используя различные средства выразительности (линии, цвет и т, д.). Стихи должны быть доступными и понятными детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми.
Поэтическая характеристика формы предметов, индивидуальных особенностей образов, действий способствует более точным движениям руки под контролем зрения, их плавности и ритмичности. Лирические строки помогают обучать детей плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, как бы подсказывают возможность передачи образа («Как быстро по небу бегут облака .»), отражения связи между предметами с помощью линии («Зашумела, разгулялась в поле непогода .»). Своеобразно можно передавать пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов изображать линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба.
Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время систематических наблюдений. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери наделяются образными характеристиками. Они, как и люди, бывают разными: большими и маленькими, худыми и толстыми, они «печалятся и радуются», разговаривают на своем языке. Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет знания о предметах и явлениях природы, о животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках, различиях. Особой организации требуют наблюдения, цель которых — познакомить детей с окружающей природой. Изменения в природе протекают медленно. Чтобы у ребят сложились отчетливые представления, потребуются длительные систематические наблюдения, "которые проводятся на прогулках и экскурсиях. В течение всего года дети знакомятся с различными явлениями природы, с последовательностью месяцев в году, их названиями и основными признаками, а также разучивают стихотворения о временах года, о месяцах. С детьми организуются наблюдения за изменениями в природе. За несколько дней до занятия рисованием следует провести итоговую беседу, уточняющую характерные признаки каждого месяца и типичного для него сельскохозяйственного труда, вспомнить стихотворения о месяцах. В конце беседы нужно предложить каждому подумать, о каком месяце он будет рисовать и что хочет изобразить.
Важное место в обучении детей старшей группы должны занимать уточнение и усложнение пространственных представлений, с чем связано изображение пропорциональности предметов, их величин и пространственных отношений.
Обследование — это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет). Педагог учит детей воспринимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательнре восприятие.
Анализ посещенных занятий
Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема, поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Для успешного применен ...
Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полно ...
Кхемпхиллское движение
Движение Кэмпхилл (Camphill) представляет собой международную сеть терапевтических сообществ, включающих школы-интернаты для детей с нарушением интеллектуального или психического развития, училища-интернаты (колледжи) для молодежи и «деревни» для взрослых инвалидов. Первая кэмпхиллская школа для де ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.