До настоящего времени обсуждались разнообразные варианты преподавания религии в школе. Рассматривались варианты введения предмета «религиоведение» («основы мировых религий») в старших классах, светской этики начиная со средней школы со ссылками на светскость нашего государства, долго обсуждалась возможность введения основ православной культуры, поскольку вся российская культура базируется на христианской культуре в ее православном варианте.
Стоит отметить, что опыта преподавания чего-то, похожего на основы православной культуры, в дореволюционной России нет. В церковно-приходских школах для крестьян учили только писать и читать, хотя и по Псалтири, но собственно о религии на уроках не рассказывали. В учебных заведениях для других сословий дело обстояло похожим образом, до 1867 года в немногочисленных городских гимназиях для детей дворян и разночинцев преподавался катехизис митрополита Филарета - книгу, написанную не для детей, а скорее для огласительных бесед со взрослыми. Потом был создан учебник Закона Божьего, и по нему преподавали вплоть до революции. Но так как подавляющее большинство обучаемых были (или считались) верующими, преподавание велось соответственно, базировалось на том, что дети с младенчества растут в праославной среде, имеют уже накопленные представления о вере, неравнодушны к ней. Сейчас же стоит иная задача – приобщить к миру религиозной культуры детей из разных семей – и релизиозных, и атеистических, но лояльных к вере, и из номинально-религиозных семей, где вся вера выражается в том, что «что-то там где-то есть».
Следует различать культорологическое и религиозное образование. «Религиозное образование ставит своей целью приведение детей к религиозной практике. Религиозное образование ставит своей задачей добиться согласия учеников с верой той религиозной группы, от имени которой ведется преподавание.
Законоучитель ссылается на библейские тексты как на тексты авторитетные, доказывающие правоту его веры. Культуролог ссылается на те же самые тексты Библии с иным акцентом: он тоже видит в них доказательство своей правоты, но правоты не религиозной, а исследовательской. Он их приводит в качестве подтверждения своего тезиса о том, что такое-то верование в данной общине реально существует. Для законоучителя Библия - исключительный авторитет. Для культуролога Библия авторитетна лишь в качестве свидетельства о верованиях тех групп людей, которые ее создали или чья жизнь создавалась с опорой на Библию. Если же он обратится к анализу индийских верований, то таким же и никак не меньшим авторитетом для культуролога станут тексты Упанишад.
Реальность, о которой говорит законоучитель и к которой он обращает - Бог. Реальность, о которой говорит культуролог - люди и созданные ими тексты. Законоучитель говорит о Боге (и к Богу); культуролог - о людях, верящих в Бога.
Законоучитель доказывает. Культуролог - объясняет. Доказать - значит понудить собеседника к согласию со мной. Объяснить -значит сделать для него понятной мою логику, мое видение проблемы. В религии есть много недоказуемого, но нет ничего бессмысленного. Для сознательного носителя религиозной традиции каждый жест, символ, каждая деталь его вероучения осмысленны. Задача религиоведа и культуролога - попробовать передать этот смысл на языке современной культуры.»
Практическое подтверждение наличия словотворчества, рассмотрение его механизмов
на конкретных примерах
Эксперимент представлен такими методиками как «Что это такое?», «Дай название картинке», а также систематизацией единиц словотворчества полученных в результате наблюдения и бесед с родителями Целью данного эксперимента является приведение доказательств того, что словотворчество присуще всем детям б ...
Концептуальные подходы к диагностике
интеллектуальных способностей младших школьников
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно ...
Методика проведения музыкально-дидактической игры и драматизации на уроке
музыки
1 Класс. Музыкальная кисть. Цель игры — развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников. Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером. Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсон ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.