Тема преподавания духовно-нравственной культуры (ДНК) в школе широко дискутируется уже несколько лет. Это попытки введения основ православной культуры (ОПК), вызвавшие волну негатива в светских СМИ, начиная с форумов и заканчивая известным «письмом академиков», и ответная волна публикаций в православных СМИ, и активные обсуждения формата преподавания ДНК, а теперь и проходящий в настоящее время эксперимент 2010 года.
Столь бурная реакция неудивительна, поскольку проблема назрела уже давно и требует скорейшего разрешения. В советское, а тем более – в дореволюционное время школа активно занималась воспитанием детей в русле единой государственной идеологии. В 90-е годы советская идеология устарела, а новая еще не была сформирована. Собственно, она не сформирована и сейчас. Поэтому воспитательную функцию из школы фактически убрали, оставив ее родителям и редким учителям-энтузиастам. Энтузиастов мало, а большинство родителей, отчасти по инерции, а отчасти – от большой занятости на работе и от тяжести свалившейся на них с развалом Союза ответственности, решили передать воспитательную функцию обратно в школу (там профессионалы, вот пусть они нашим ребенком и занимаются, мы им за это из налогов деньги платим). В итоге ответственность эта «зависла» между школой и домом, и получилось огромное количество по сути безнадзорных детей, которых воспитывают реклама, молодежные журналы, телевизор и Интернет – а это процесс неконтролируемый и, как видно по результатам, патологический.
Отдельная проблема также собственно религиозное образование детей. Времена господствующего атеизма прошли, закрывать глаза на духовные вопросы уже не получается, а грамотно объяснить ребенку основы религии может совсем не каждый родитель. В подавляющем большинстве даже воцерковленных православных семей утеряна практика православного уклада в семье, которая раньше передавалась из поколение в поколение. Теперь чаще всего родители сами пришли в церковь в зрелом возрасте, их родители – бабушки и дедушки детей – в лучшем случае «сочувствующие», либо тоже пришели в храм под старость, а в худшем случае те же атеисты. И все вместе они не представляют себе, как и когда рассказывать ребенку о вере. А ведь воцерковленных православных у нас всего несколько процентов, остальные – номинально православные, они и сами себе зачастую не могут ответить на глубокие мировоззренческие вопросы. Есть, конечно, воскресные школы, но их мало, особенно в глубинке, преподают там чаще всего не профессиональные педагоги, качество такого образования очень сильно варьируется от школы к школе, и не у всех родителей есть желание и возможности водить туда детей. Это – вопрос о введении в школы именно ОПК, хотя бы и факультативно.
Но даже если говорить не о религиозном воспитании, а о воспитании нравственности, даже в атеистических или индиферрентных к религии семьях признается, что нравственность в детях воспитывать надо. Равно как и уважение к культуре народов, которая базируется на религиозной культуре, причем в России и Европе – на культуре христианства. Этот исторический факт приходится признавать даже безрелигиозным людям. И зачастую другой возможности услышать об этом, кроме как на школьных уроках, у современных детей нет. А тех крох, которые перепадают детям по ходу дела на уроках литеаратуры, МХК и на классных часах, явно недостаточно.
Новые образовательные стандарты предполагают, что результатом педагогического труда будет не просто некий набор знаний в голве ученика, а прежде всего - развитие его личности. Воспитанию, в том числе нравственному, надлежит отчасти вернуться в школы. Вопрос только в том, в каком формате?
Европейский гуманизм и развитие
теории высшего образования
Говоря о теории образования применительно к периоду нового времени (XVI–XVIII вв.), следует иметь в виду, что идейно-философский и культурно-исторический контекст этого времени определяется такими эпохальными событиями, как Возрождение, Реформация, Контрреформация, Просвещение. Меритократическая те ...
Экономические задачи в обучение информатике
В процессе обучения учащиеся старших классов экономического профиля вынуждены будут сталкиваться с рядом экономических задач, решение которых может осуществляться как вручную, так и при помощи информационных технологий. Применение информационных технологий в финансовых расчетах позволяет значительн ...
Российское образование в конце XIX – начале XXI века
С начала 70‑х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Новый министр, И.Д. Делянов, в 1887 году издал знаменитый циркуляр, где говорилось, что гимназии и прогимназии следует освободить «от поступления в них детей кучеров, лакеев, по ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.