Педагогика и образование » Преподавание духовно-нравственной культуры в школе

Преподавание духовно-нравственной культуры в школе

Тема преподавания духовно-нравственной культуры (ДНК) в школе широко дискутируется уже несколько лет. Это попытки введения основ православной культуры (ОПК), вызвавшие волну негатива в светских СМИ, начиная с форумов и заканчивая известным «письмом академиков», и ответная волна публикаций в православных СМИ, и активные обсуждения формата преподавания ДНК, а теперь и проходящий в настоящее время эксперимент 2010 года.

Столь бурная реакция неудивительна, поскольку проблема назрела уже давно и требует скорейшего разрешения. В советское, а тем более – в дореволюционное время школа активно занималась воспитанием детей в русле единой государственной идеологии. В 90-е годы советская идеология устарела, а новая еще не была сформирована. Собственно, она не сформирована и сейчас. Поэтому воспитательную функцию из школы фактически убрали, оставив ее родителям и редким учителям-энтузиастам. Энтузиастов мало, а большинство родителей, отчасти по инерции, а отчасти – от большой занятости на работе и от тяжести свалившейся на них с развалом Союза ответственности, решили передать воспитательную функцию обратно в школу (там профессионалы, вот пусть они нашим ребенком и занимаются, мы им за это из налогов деньги платим). В итоге ответственность эта «зависла» между школой и домом, и получилось огромное количество по сути безнадзорных детей, которых воспитывают реклама, молодежные журналы, телевизор и Интернет – а это процесс неконтролируемый и, как видно по результатам, патологический.

Отдельная проблема также собственно религиозное образование детей. Времена господствующего атеизма прошли, закрывать глаза на духовные вопросы уже не получается, а грамотно объяснить ребенку основы религии может совсем не каждый родитель. В подавляющем большинстве даже воцерковленных православных семей утеряна практика православного уклада в семье, которая раньше передавалась из поколение в поколение. Теперь чаще всего родители сами пришли в церковь в зрелом возрасте, их родители – бабушки и дедушки детей – в лучшем случае «сочувствующие», либо тоже пришели в храм под старость, а в худшем случае те же атеисты. И все вместе они не представляют себе, как и когда рассказывать ребенку о вере. А ведь воцерковленных православных у нас всего несколько процентов, остальные – номинально православные, они и сами себе зачастую не могут ответить на глубокие мировоззренческие вопросы. Есть, конечно, воскресные школы, но их мало, особенно в глубинке, преподают там чаще всего не профессиональные педагоги, качество такого образования очень сильно варьируется от школы к школе, и не у всех родителей есть желание и возможности водить туда детей. Это – вопрос о введении в школы именно ОПК, хотя бы и факультативно.

Но даже если говорить не о религиозном воспитании, а о воспитании нравственности, даже в атеистических или индиферрентных к религии семьях признается, что нравственность в детях воспитывать надо. Равно как и уважение к культуре народов, которая базируется на религиозной культуре, причем в России и Европе – на культуре христианства. Этот исторический факт приходится признавать даже безрелигиозным людям. И зачастую другой возможности услышать об этом, кроме как на школьных уроках, у современных детей нет. А тех крох, которые перепадают детям по ходу дела на уроках литеаратуры, МХК и на классных часах, явно недостаточно.

Новые образовательные стандарты предполагают, что результатом педагогического труда будет не просто некий набор знаний в голве ученика, а прежде всего - развитие его личности. Воспитанию, в том числе нравственному, надлежит отчасти вернуться в школы. Вопрос только в том, в каком формате?

Еще по теме:

Составление психолого-педагогической характеристики группы
В своем исследовании использовала метод наблюдения. Наблюдение проводилось в течение недели в первой и во второй половине дня. В группе 11 человек. 4 девочки и 7 мальчиков. Возрастной состав 5-6 лет. В основном это дети с ОНР. Все дети совершенно разные, но их можно заинтересовать в общих делах: по ...

Аспекты инновационного развития высшего образования
В настоящее время наша страна характеризуется рядом процессов, происходящих в экономической и социальной среде. Данные процессы связаны с переходом к наукоёмким технологиям и развитием системы высшего образования. Данная система нацелена на переход к личностно ориентированной подготовке кадров. Одн ...

Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решен ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0118