На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок рекомендаций направлен на улучшение управления взаимодействием образовательного учреждения (школы) с семьей. Второй - по педагогической диагностике системы «учащийся – семья».
В современных условиях особую актуальность приобретает взаимодействие педагогов образовательных учреждений, компетентных в вопросах воспитания детей, и семьи, начиная с первых стадий ее развития.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании рассматривается нами как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
К сожалению, в практике работы школы с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей (которое характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения), реже поддерживающее (т.е. взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых) и развивающее (т.е. взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей).
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, на наш взгляд, - двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к развивающему, продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «образовательное учреждение-семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в образовательное учреждение до его выпуска.
Рассмотрим содержание, формы и способы организации взаимодействия на каждой фазе цикла.
1 фаза. Открытие. Эту фазу характеризует знакомство сторон друг с другом и достижениями в сфере воспитания ребенка. Оптимальной формой знакомства, открывающего для образовательного учреждения семью воспитанника (и наоборот) являются «встречи-знакомства».
Снять барьеры общения, возникающие по разным причинам на пороге взаимодействия школы с семьей и семей между собой, перейти к открытым, доверительным отношениям помогают следующие методы: «Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Разговор без умолку» и др.
2 фаза. Прояснение ожиданий. На этой фазе происходит выяснение семьей и образовательным учреждением ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка. Способом реализации данного содержания является специально организованная коммуникативная ситуация «Предлагаю-ожидаю», актуализирующая субъект-субъектные, диалогические отношения воспитывающих взрослых.
За 2-й следует 3 фаза - согласование, которая характеризуется согласованием точек зрения и прогнозированием развития взаимодействия образовательного учреждения и семьи с опорой на ответственность сторон.
В ходе согласования обе стороны получают возможность обнаружить точки сопряженности в установках на взаимодействие, осознать и по возможности скорректировать их, ориентируясь на потребности растущей личности ребенка.
В реальной практике преобладающего ограничивающего взаимодействия образовательного учреждения и семьи значение трех рассмотренных выше фаз недооценивается администрацией и педагогическим коллективом в силу доминанты субъект-объектных отношений, сложившихся и сохраняющихся в течение десятилетий в общественной системе школьного воспитания. Чаще всего взаимодействие социальных институтов начинается с оформления документов.
4 фаза - оформление документов, представляет собой составление договора о сотрудничестве образовательного учреждения (школы) и семьи. Договор письменно закрепляет права и обязанности образовательного учреждения и семьи - субъектов образовательного процесса.
5 фаза - проектирование взаимодействия, характеризуется совместным созданием программы и плана взаимодействия образовательного учреждения и семьи в проблемном поле воспитания детей. Объединяясь в проектные группы, субъекты сами определяют длительность реализации проектов, прогнозируя возможные риски.
Ресурсы этой фазы также недостаточно используются. В практике школ распространено проектирование взаимодействия с семьей (в виде плана работы с родителями), без активного участия самой семьи. Проводимые мероприятия для семьи не всегда адекватны имеющимся потребностям, что не способствует развитию отношений в триаде «дети - родители - педагоги».
Методика и приёмы руководства воспитателя театрализованными
играми в старшем дошкольном возрасте
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного восприятия детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Много полезных рекомендаций о приёмах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковского, Н.С. Карпинско ...
Диагностическое направление
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описа ...
Методика системы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся
Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей. "Общий принцип исправления ошибок, - говорит Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.