Педагогика и образование » Современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь » Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи

Страница 1

На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок рекомендаций направлен на улучшение управления взаимодействием образовательного учреждения (школы) с семьей. Второй - по педагогической диагностике системы «учащийся – семья».

В современных условиях особую актуальность приобретает взаимодействие педагогов образовательных учреждений, компетентных в вопросах воспитания детей, и семьи, начиная с первых стадий ее развития.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании рассматривается нами как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

К сожалению, в практике работы школы с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей (которое характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения), реже поддерживающее (т.е. взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых) и развивающее (т.е. взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей).

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, на наш взгляд, - двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к развивающему, продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «образовательное учреждение-семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в образовательное учреждение до его выпуска.

Рассмотрим содержание, формы и способы организации взаимодействия на каждой фазе цикла.

1 фаза. Открытие. Эту фазу характеризует знакомство сторон друг с другом и достижениями в сфере воспитания ребенка. Оптимальной формой знакомства, открывающего для образовательного учреждения семью воспитанника (и наоборот) являются «встречи-знакомства».

Снять барьеры общения, возникающие по разным причинам на пороге взаимодействия школы с семьей и семей между собой, перейти к открытым, доверительным отношениям помогают следующие методы: «Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Разговор без умолку» и др.

2 фаза. Прояснение ожиданий. На этой фазе происходит выяснение семьей и образовательным учреждением ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка. Способом реализации данного содержания является специально организованная коммуникативная ситуация «Предлагаю-ожидаю», актуализирующая субъект-субъектные, диалогические отношения воспитывающих взрослых.

За 2-й следует 3 фаза - согласование, которая характеризуется согласованием точек зрения и прогнозированием развития взаимодействия образовательного учреждения и семьи с опорой на ответственность сторон.

В ходе согласования обе стороны получают возможность обнаружить точки сопряженности в установках на взаимодействие, осознать и по возможности скорректировать их, ориентируясь на потребности растущей личности ребенка.

В реальной практике преобладающего ограничивающего взаимодействия образовательного учреждения и семьи значение трех рассмотренных выше фаз недооценивается администрацией и педагогическим коллективом в силу доминанты субъект-объектных отношений, сложившихся и сохраняющихся в течение десятилетий в общественной системе школьного воспитания. Чаще всего взаимодействие социальных институтов начинается с оформления документов.

4 фаза - оформление документов, представляет собой составление договора о сотрудничестве образовательного учреждения (школы) и семьи. Договор письменно закрепляет права и обязанности образовательного учреждения и семьи - субъектов образовательного процесса.

5 фаза - проектирование взаимодействия, характеризуется совместным созданием программы и плана взаимодействия образовательного учреждения и семьи в проблемном поле воспитания детей. Объединяясь в проектные группы, субъекты сами определяют длительность реализации проектов, прогнозируя возможные риски.

Ресурсы этой фазы также недостаточно используются. В практике школ распространено проектирование взаимодействия с семьей (в виде плана работы с родителями), без активного участия самой семьи. Проводимые мероприятия для семьи не всегда адекватны имеющимся потребностям, что не способствует развитию отношений в триаде «дети - родители - педагоги».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Функция, обратная тангенсу
Функция y=tg x на промежутке принимает все числовые значения: E (tg x)=. На этом промежутке она непрерывна и монотонно возрастает. Значит, на промежуткеопределена функция, обратная функции y = tg x. Эту обратную функцию называют арктангенсом и обозначают y = arctg x. Арктангенсом числа а называют у ...

Эффективность сказкотерапии в процессе социальной адаптации
Эффективность коррекции средствами сказкотерапии детских страхов и тревожности зависит от учёта особенностей психического развития данной категории детей, механизмов восприятия и понимания невербальной информации, передаваемой в сказках. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапи ...

Методическая разработка урока Краткие сведения из истории одежды, снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука с нагрудником
Тема: Краткие сведения из истории одежды, снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука с нагрудником. Цели: Образовательная: ознакомить учащихся с видами одежды; Развивающая: развивать эстетический вкус. сформировать навыки по измерению фигуры тела человека. Воспитывающая: воспитывать аккур ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0087