Самосознания в младшем школьном возрасте остается одной из главных проблем в психологии. Многие ученые занимались исследованием данной проблемы, но единых теорий, определений в науке не существует.
Система всех представлений о себе, на основе которой человек строит взаимоотношения с людьми и относится к себе, называется "Я" - концепцией. Она выступает итогом работы самосознания человека. Поведение человека всегда, соотносится с его представлением о себе, и о том, каким он должен, хотел бы быть. Без самосознания человек немыслим, он не может формировать свое отношение к потребностям, мотивам, мыслям, не имеет представление об образе своего "Я". Без самосознания невозможно формирование успешной личности.
Над данной проблемой работали такие ученые, как У. Джемс, Д. Мид, Р. Бернс, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и многие другие.
Целью нашего исследования является изучение и корректировка составляющих учебного процесса, для более эффективного развития самосознания у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития самосознания в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: элементы традиционной и личностно-ориентированной системы обучения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Провести анализ литературы, изучить проблему самосознания в разных областях знания.
Изучить особенности самосознания у младших школьников, обучающихся по различным программам и уровень его развития.
Определить элементы личностно-ориентированной и традиционной систем обучения, составить свою программу, способствующую развитию самосознания младших школьников.
Проследить и проанализировать динамику изменений уровня сформированности самосознания у младших школьников.
Гипотеза данного исследования:
Внедрении в процесс обучения элементов личностно-ориентированной и традиционной систем, будет способствовать развитию самосознания у младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, опросные методы, методы математической обработки данных.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования в будущем могут быть использованы в работе практическими психологами, учителями начальных классов, а также студентами, интересующимися данной проблемой.
Образование - способ вхождения в мир науки
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. В процесс ...
Основные этапы развития геометрического образования в советской школе
Советский период развития школьного геометрического образования: преподавание геометрии в советской школе впитало в себя содержательные и в меньшей степени методические традиции российской школы благодаря как непосредственному использованию на практике учебника А.П. Киселева и его последующих редак ...
Обобщение передового педагогического опыта
В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о животных существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.