В настоящее время при поступлении ребенка в школу главная задача обучения состоит не только в передаче определенного набора стандартных знаний, умений, навыков, но и в развитии личности в целом. Как мы уже выяснили, что наиболее важным компонентом формирующейся личности в школьный период является становление его самосознания.
Самосознание в детском возрасте должно быть согласованным, иначе может произойти фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей. Социальное окружение может успешно содействовать формированию целостной Я-концепции. Самосознание спонтанно формируется у ребенка в ходе взаимодействия в первую очередь с членами семьи. Новые возможности для развития самосознания у ребенка появляются при поступлении его в школьный коллектив. Младший школьник приобретает новое содержание самосознания и представление о своих способностях.
Нам стало интересно проследить, как различные системы обучения влияют на развитие самосознания в младшем школьном возрасте. В своей работе мы сделали акцент на традиционную и личностно-ориентированную системы.
На современном этапе система обучения находится в педагогическом поиске. Необходимо создание такой альтернативной системы обучения, которая могла бы максимально влиять как на интеллектуальную, так и на личностную сферу ребенка.
Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и научные труды зарубежных, а также отечественных учёных представителей гуманистического направления в педагогике и психологии А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амоношвили.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ традиционного и личностно-ориентированного подхода внесли такие учёные, как, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.
И.С. Якиманская под личностно-ориентированным обучением подразумевала, такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса это и есть личностно-ориентированная педагогика.
При проектировании образовательного процесса, по ее мнению учителя исходят из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не просто дополнение первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Е.И. Якиманская говорила о том, что традиционно образовательный процесс описывался, как учебно-воспитательный, основными составляющими которого как она полагает, является обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребёнок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Также она отмечает, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности и в этом смысле была личностно-ориентированной.
Она условно разделяет педагогику на три основные группы:
социально-педагогическая
предметно-дидактическая
психологическая
Опираясь, на опыт И.С. Якиманской, опишем эти модели:
1. Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формировало социальный заказ образованию: воспитывать личность с заранее заданными свойствами. Как считает, И.С. Якиманская, общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы как она полагает, заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, и был её конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, "усреднённый" вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. И И.С. Якиманская выявила основные социальные требования к личности:
подчинение индивидуальных интересов общественным
комформизм
послушание
коллективизм
Образовательный процесс, в то время был, ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов. Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности "извне", без достаточного учёта и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания). И как говорит И.Е. Якиманская, направленность такой технологии можно обозначить так: "мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добьюсь". Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, задачи общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности).
Психологические особенности использования
интернет-технологий в учебном процессе
Использование информационно-коммуникативных технологий представляет собой новый уровень опосредования мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную. Интернет-технологии как новая технология обуч ...
Выявление и анализ доминирующих стилей общения педагогов
дополнительного образования
Проблема диагностики педагогического общения в УДОД чрезвычайно актуальна для непрерывного повышения уровня квалификации педагогов. В связи с этим цель параграфа - выявить доминирующие стили общения педагогов дополнительного образования. Задачи второго параграфа заключались в том, чтобы: применить ...
История развития дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скорог ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.