Педагогика и образование » Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ

Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ

Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации личности. Реализация Закона «Об общем среднем образовании РФ» требует поисков новых направлений по созданию образовательного пространства, соответствующего личностным запросам учащихся, их родителей, а также способствующих самовыражению, самоутверждению школьника. Успешность, пережитая ребёнком в школе, обеспечивает его дальнейший жизненный успех.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Само слово "вокал" в переводе с итальянского языка обозначает «голос». Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом, в то время как искусство пения гораздо сложнее и шире одного звуковедения. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния. В процессе пения принимает участие не только звук, но, и что не менее важно, - осмысленное слово. Вокал необходимо рассматривать как некий технологический процесс художественного пения, важнейший инструмент творчества, интерпретации идей, эмоций и смысловой нагрузки музыкального произведения, определяющий индивидуальную манеру исполнения. Занятие вокалом – это не только постановка голоса, это творческий процесс, который раскрепощает воображение творческого человека.

Русская вокальная школа накопила богатый опыт постановки и развития певческого голоса, который не только отличается оригинальностью и инновационностью, но и ориентирован на эффективность процесса для начинающих исполнителей с различными исходными вокальными данными и уровнем музыкальных способностей. Однако, весь комплекс достижений русской вокальной школы в процессе постановки голоса используется недостаточно и фрагментарно.

На современном этапе развития отечественной вокальной школы анализ проблем, касающихся развития голоса, рассмотрен в фундаментальных работах Емельянова В.В., Дмитриева Л.Б., Менабени А.Г., Морозова В.П. и других авторов. Методологическую основу исследования составили также фундаментальные работы в области педагогики и психологии П.И. Пидкасистого, В.А. Крутецкого, Б.П. Есипова, Ю.М. Колягина, Я.А. Пономарева, а также исследования в области теории и методики преподавания вокала В.А. Гусева, А Вейля, В.И. Мишина, А. Б. Василевского.

Г.П. Стулова указывает, что «воспитание всесторонне развитой личности должно включать в себя задачу овладения всеми богатствами тембрового, интонационного и динамического звучания голоса на основе правильного функционирования голосового аппарата в пении». Следовательно, проблема эффективной постановки голоса у начинающих певцов является актуальной и требует специального исследования. Взаимосвязанность речевого и певческого интонирования и артикулирования обусловливает обращение к богатому теоретическому и методическому опыту русской вокальной школы.

Всё вышесказанное выявляет актуальность темы нашего исследования «Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ»

Объектом исследования является русская вокальная школа.

Предмет исследования – процесс постановки голоса с использованием методик русской вокальной школы.

Целью исследования является выявление теоретических аспектов и методических средств русской вокальной школы для эффективного процесса постановки голоса начинающих исполнителей.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположениях о том, что постановка голоса начинающих вокалистов будет протекать наиболее эффективно если:

данный процесс будет проводиться последовательно, комплексно, на научной основе и опираться на классические методики постановки голоса русской вокальной школы;

постановка голоса будет осуществляться через формирование комплекса основных вокальных навыков;

неотъемлемой частью данного процесса будет овладение навыками создания выразительного сценического образа при исполнении вокального произведения, что является основой методик русской вокальной школы.

Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты и решались следующие задачи:

Выявить сущность и специфику процесса постановки голоса и проанализировать научные аспекты его осуществления.

Проанализировать историческую перспективу становления и развития русской вокальной школы, ее теоретические положения, возможности решения проблем постановки голоса.

Выделить комплекс эффективных методик русской вокальной школы по постановке голоса и проверить их в экспериментальной работе (на примере учащихся разных возрастных групп).

Методы исследования: анализ музыкально-психологической, музыкально-педагогической, специальной вокальной литературы по проблеме исследования; музыкально-педагогический анализ теоретического материала; опытно-экспериментальная работа, наблюдение, интерпретация результатов экспериментального исследования.

Еще по теме:

Проектная методика и интернет
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литерату ...

Требования к оформлению слайдов
1. Стиль: следует соблюдать единый стиль оформления; избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация не должна преобладать над основной. 2. Цвет: При проектировании презентации следует использовать нейтральные цвета, которые считаются наиболее эргономичными ...

Моделирование как метод познания
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практи ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2283