Воспитательный коллектив школы представляет собой тесное единство педагогического и ученического коллективов; их существование друг без друга, в отрыве друг от друга невозможно. Следовательно, их взаимодействие, взаимовлияние несет объективный характер. Однако это взаимодействие особого рода, так как партнеры находятся не в равном положении. Педагогический коллектив играет особую роль по отношению к ученическому: он формулирует задачи по созданию и совершенствованию ученического коллектива, подбирает методы и формы их реализации, включает учащихся в коллективную деятельность, стимулирующую развитие личностных качеств и способностей школьников. Педагоги определяют организационную структуру детского коллектива, содержание его деятельности, общение школьников в процессе этой деятельности. Воспитательная эффективность ученического коллектива, характер его влияния на учащихся в конечном итоге зависят от деятельности учителей, направленный на сплочение и использование возможностей детского коллектива.
Как мы уже сказали, для учащихся педагогический коллектив – первый трудовой коллектив, под влиянием которого они находятся в течении ряда лет. Сам факт существования рядом работающего коллектива взрослых оказывает на ученический коллектив постоянное формирующее воздействие. С первых дней поступления в школу каждый ученик ощущает на себе его влияние и непосредственно и опосредованно – через атмосферу школы, через то, что А.С.Макаренко называл «типом», «стилем» коллектива. В одних школах это доброжелательная, спокойная манера общения, юмор, уважение к детям, в других – напряженность в отношениях взрослых и детей, постоянные окрики и одергивание.
Вместе с тем и ученический коллектив оказывает заметное влияние на коллектив педагогов – на характер отношений между учителем и, конечно, педагогов с учащимися. С учетом общественного мнения учащихся педагоги определяют содержание совместной деятельности.
Ученический коллектив неизбежно влияет и на управленческую деятельность педагогов – на организацию взаимодействия и выбор методов воспитания.
Важным средством, корректирующим деятельность педагогического коллектива является оценка учениками своих учителей, которая идет постоянно – скрыто или явно. О каждом учителе и педагогическом коллективе в целом у школьников складывается общественное мнение, которое передается от одного поколения учеников другому. Опытные учителя всегда чувствуют, как дети оценивают их поступки, слова действия. Эффективность взаимодействия тесно связана с проблемами коррекции, исследуемой психологами (А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева, Ю.А. Орн и др.).
От того, как педагоги и учащиеся воспринимают друг друга, зависит многое. Чем разнообразнее жизнь детей, организуемая педагогами, тем больше возможности для проявления личностных качеств детей и взрослых, тем глубже и содержательнее их взаимоотношения. С накоплением опыта взаимодействия идет накопление знаний друг о друге, осознание причин, вызывающих те или иные действия, поступки педагогов и учащихся.
Как установлено специальными исследованиями (М.И. Педояс, Х.Э. Лахти и др.) отрицательное отношение ученика даже к одному учителю может быть перенесено на весь педагогический коллектив и на школу в целом. И, наоборот, позитивное отношение к учителю вызывает у школьников желание подражать, идентифицировать себя с ним, рождает привязанность к школе, способствует повышению авторитета всего учительского коллектива. Данные опроса, проведенного среди студентов педагогических институтов подтверждают этот вывод. Около 70% студентов выбрали профессию учителя под влиянием образа любимого учителя, классного руководителя, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Формирование положительного отношения школьников к учителям, учителю, школе, к коллективу сверстников составляет предпосылку успешного достижения целей воспитания.
Даже в том случае, когда у ученика сложилось неблагоприятное отношение с одним учителем, от мастерства остальных педагогов зависит сохранение позитивного отношения ученика к школе.
Воспитательные идеи педагогического коллектива реализуются в убеждениях, взглядах, поступках учителей, в их каждодневном общении со школьниками. Личное влияние педагога на ученика следует считать одним из очень эффективных средств взаимодействия учителя с учеником. «И важно считать большим достижением школы, - писал В.А. Сухомлинский, - если каждый учитель в совершенстве будет владеть «парной педагогикой» - искусством и мастерством влиять на личность».
Один и тот же педагог воплощает в себе несколько ролей (учитель-предметник, классный руководитель, руководитель кружка, клуба), реализуя которые он может повысить эффект взаимодействия с учениками.
Учащиеся четко дифференцируют функции ролей учителя и в соответствии с этим строит свои ожидания. Так, от учителей – предметников школьники ждут поддержки, подбадривания, от классных руководителей – заинтересованности их успехами, защиты в случае отсутствия взаимопонимания с учителями, родителями.
Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя ...
Изучение уровня проявления согласованных действий у детей шестого года
жизни в процессе строительной игры
Используя данные методики, нами были получены следующие результаты: Таблица 1 - Сводная таблица показателей проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре (экспериментальная группа) № п/п Ф.И. детей (пара) Умеют ли договариваться, приходить к общему решению Взаимны ...
Проблемное обучение физике
Проблемное обучение – система следующих действий: организация проблемных ситуаций, формулировка проблем, оказание помощи ученикам в их решении, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. Таким образом, сущность технологии проблемного обучения за ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.