Педагогика и образование » Организация педагогического взаимодействия в воспитании подростков » Взаимодействие педагогического и ученического коллективов

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов

Страница 1

Воспитательный коллектив школы представляет собой тесное единство педагогического и ученического коллективов; их существование друг без друга, в отрыве друг от друга невозможно. Следовательно, их взаимодействие, взаимовлияние несет объективный характер. Однако это взаимодействие особого рода, так как партнеры находятся не в равном положении. Педагогический коллектив играет особую роль по отношению к ученическому: он формулирует задачи по созданию и совершенствованию ученического коллектива, подбирает методы и формы их реализации, включает учащихся в коллективную деятельность, стимулирующую развитие личностных качеств и способностей школьников. Педагоги определяют организационную структуру детского коллектива, содержание его деятельности, общение школьников в процессе этой деятельности. Воспитательная эффективность ученического коллектива, характер его влияния на учащихся в конечном итоге зависят от деятельности учителей, направленный на сплочение и использование возможностей детского коллектива.

Как мы уже сказали, для учащихся педагогический коллектив – первый трудовой коллектив, под влиянием которого они находятся в течении ряда лет. Сам факт существования рядом работающего коллектива взрослых оказывает на ученический коллектив постоянное формирующее воздействие. С первых дней поступления в школу каждый ученик ощущает на себе его влияние и непосредственно и опосредованно – через атмосферу школы, через то, что А.С.Макаренко называл «типом», «стилем» коллектива. В одних школах это доброжелательная, спокойная манера общения, юмор, уважение к детям, в других – напряженность в отношениях взрослых и детей, постоянные окрики и одергивание.

Вместе с тем и ученический коллектив оказывает заметное влияние на коллектив педагогов – на характер отношений между учителем и, конечно, педагогов с учащимися. С учетом общественного мнения учащихся педагоги определяют содержание совместной деятельности.

Ученический коллектив неизбежно влияет и на управленческую деятельность педагогов – на организацию взаимодействия и выбор методов воспитания.

Важным средством, корректирующим деятельность педагогического коллектива является оценка учениками своих учителей, которая идет постоянно – скрыто или явно. О каждом учителе и педагогическом коллективе в целом у школьников складывается общественное мнение, которое передается от одного поколения учеников другому. Опытные учителя всегда чувствуют, как дети оценивают их поступки, слова действия. Эффективность взаимодействия тесно связана с проблемами коррекции, исследуемой психологами (А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева, Ю.А. Орн и др.).

От того, как педагоги и учащиеся воспринимают друг друга, зависит многое. Чем разнообразнее жизнь детей, организуемая педагогами, тем больше возможности для проявления личностных качеств детей и взрослых, тем глубже и содержательнее их взаимоотношения. С накоплением опыта взаимодействия идет накопление знаний друг о друге, осознание причин, вызывающих те или иные действия, поступки педагогов и учащихся.

Как установлено специальными исследованиями (М.И. Педояс, Х.Э. Лахти и др.) отрицательное отношение ученика даже к одному учителю может быть перенесено на весь педагогический коллектив и на школу в целом. И, наоборот, позитивное отношение к учителю вызывает у школьников желание подражать, идентифицировать себя с ним, рождает привязанность к школе, способствует повышению авторитета всего учительского коллектива. Данные опроса, проведенного среди студентов педагогических институтов подтверждают этот вывод. Около 70% студентов выбрали профессию учителя под влиянием образа любимого учителя, классного руководителя, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Формирование положительного отношения школьников к учителям, учителю, школе, к коллективу сверстников составляет предпосылку успешного достижения целей воспитания.

Даже в том случае, когда у ученика сложилось неблагоприятное отношение с одним учителем, от мастерства остальных педагогов зависит сохранение позитивного отношения ученика к школе.

Воспитательные идеи педагогического коллектива реализуются в убеждениях, взглядах, поступках учителей, в их каждодневном общении со школьниками. Личное влияние педагога на ученика следует считать одним из очень эффективных средств взаимодействия учителя с учеником. «И важно считать большим достижением школы, - писал В.А. Сухомлинский, - если каждый учитель в совершенстве будет владеть «парной педагогикой» - искусством и мастерством влиять на личность».

Один и тот же педагог воплощает в себе несколько ролей (учитель-предметник, классный руководитель, руководитель кружка, клуба), реализуя которые он может повысить эффект взаимодействия с учениками.

Учащиеся четко дифференцируют функции ролей учителя и в соответствии с этим строит свои ожидания. Так, от учителей – предметников школьники ждут поддержки, подбадривания, от классных руководителей – заинтересованности их успехами, защиты в случае отсутствия взаимопонимания с учителями, родителями.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Коррекционно-развивающая работа по развитию самосознания и формированию образа самого себя
Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства зрячеслышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выдел ...

Психолого-педагогические аспекты при решении задач с параметрами в средней школе
«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» - писал Я.А. Коменский в «Великой дидактике». Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических при ...

Использование дидактических игр как средства повышения интереса к русскому языку
Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако сущес ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0095