Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.
В настоящее время многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей доподготовки уже в рамках школы.
В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
· необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
· необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
· возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.
В настоящее время составлена программа формирования универсальных учебных действий в начальном общем образовании.
Цель исследования: научно-педагогическое обоснование системы работы по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности.
Объект исследования: деятельность педагога по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности.
Предмет исследования: разработка форм и методов развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности.
Задачи:
1. Выявить сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
3. Провести диагностику по развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Выявить эффективные формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет осуществлено в том случае, если в учебной деятельности будет применяться школа коммуникативной дидактики.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической литературы по коммуникации младших школьников.
2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольные опыты).
Базой исследования является МОУ СОШ №3 города Волгограда, учащиеся первого «А» класса, количество учащихся составляет 25 человек.
Тематический блок «Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой инф ...
Проектирование и методическая разработка опорного конспекта по теме «Методы
управления» в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент»
Для разработки опорного конспекта по дисциплине «Менеджмент», нами была выбрана тема «Методы управления», имеющая важное значения для эффективного менеджмента, поскольку методы управления – это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленче ...
Образовательная поддержка социального
проектирования
Прототипом для схем образовательной поддержки социального проектирования могут выступать схемы организации образовательных программ в рамках программы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала», реализуемой с 2001 года и накопившей значительное ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.