Педагогика и образование » Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников в учебной деятельности

Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников в учебной деятельности

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.

В настоящее время многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей доподготовки уже в рамках школы.

В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

· необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

· необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

· возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.

В настоящее время составлена программа формирования универсальных учебных действий в начальном общем образовании.

Цель исследования: научно-педагогическое обоснование системы работы по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности.

Объект исследования: деятельность педагога по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности.

Предмет исследования: разработка форм и методов развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности.

Задачи:

1. Выявить сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.

2. Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

3. Провести диагностику по развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

4. Выявить эффективные формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет осуществлено в том случае, если в учебной деятельности будет применяться школа коммуникативной дидактики.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психологической, педагогической литературы по коммуникации младших школьников.

2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольные опыты).

Базой исследования является МОУ СОШ №3 города Волгограда, учащиеся первого «А» класса, количество учащихся составляет 25 человек.

Еще по теме:

Модернизация педагогического образования Украины в контексте Болонского процесса
Стратегию развития образовательной сферы сегодня определяет недавно принятая II Всеукраинским съездом работников образования и утверждена Указом Президента Украины Л. Кучмы Национальная доктрина развития образования в ХХI веке. Международные консультанты и эксперты, приглашенные к участию в разрабо ...

Значение уголка живой природы и его организация
Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются ...

Проблемы ребёнка при поступлении в школу
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:  режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);  коммуникативные трудности ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2326