Для разработки опорного конспекта по дисциплине «Менеджмент», нами была выбрана тема «Методы управления», имеющая важное значения для эффективного менеджмента, поскольку методы управления – это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений.
В процессе конспектирования нами были осуществлены следующие действия:
1. Отбор учебно-методического материала к занятию с использованием письменных источников.
2. Изучение источников, отобранных для составления конспекта занятия.
3. Выбор наиболее значимой и существенной информации по теме занятия.
4. Компоновка отобранного учебно-методического материала.
5. Обработка сведений с учетом будущей учебной ситуации: переформулирование, переконструирование отобранного учебно-методического материала и выделение основных (ключевых) понятий, используемых на каждом этапе занятия.
6. Подбор языковых средств, помогающих ввести учебно-методический материал в конспект.
7. Запись отобранного учебно-методического материала в новой графической форме, с попутным его сокращением.
Рассмотрим подробнее процесс методической разработки опорного конспекта по теме «Методы управления».
В качестве литературы для составления конспекта были рассмотрены учебники «Основы менеджмента» А.И. Афоничкина, «Основы менеджмента» В.Р. Веснина и «Управление персоналом» А.П. Егоршина. Выбор именно этих источников был обусловлен тем, что все они рекомендованы Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента. В них рассматривается круг вопросов общего менеджмента, в том числе и интересующая нас тема – методы управления.
После изучения литературы, была отобрана наиболее значимая и существенная информации по теме занятия. В результате появился, конспект, подготовленный на основе извлечения и систематизации материала, определенных данных из нескольких посвященных одной теме источников. В том случае, когда конспект занятия создается на основе одного источника информации, говорят о монографическом конспекте; если к составлению привлекается несколько источников информации, то речь идет о комбинированном конспекте.
Для выделения из целостного отобранного содержания самое главное, предполагало: определить предмет темы, разделить информацию на логические части, рассортировать материал (отделить главное от второстепенного), найти смысловые опорные пункты, произвести группировку материала в виде записи, т.д.
В нашем комбинированном конспекте были выделены следующие блоки.
1. Определение понятия «методы управления».
Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий для достижения целей. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам.
2. Основные принципы управления:
– принцип целенаправленности (все действия совершаются исходя из общих целей и задач процесса управления);
– принцип оптимизации (позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов);
– принцип стимулирования (необходимость внешних побуждений, элементов трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда).
3. Классификация методов управления:
А). Административные методы (базируются на власти, дисциплине и взысканиях):
– организационные воздействия – должностные инструкции, штатное расписание, устав организации, и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность персонала конкретной организации;
– распорядительные воздействия – приказы, распоряжения, инструкции, указания;
– дисциплинарная ответственность – штрафы, выговоры, понижение в должности, увольнение (из-за ненадлежащего исполнение или неисполнения трудовых обязанностей);
– материальная ответственность – удержание части денег из зарплаты, лишение премии (обязанность работника возместить ущерб, причиненный им предприятию или отдельному лицу).
Б). Социологические методы (исследование и разработка социальных нормативов):
– социальное планирование – выявление потребностей в определенном уровне оплате труда, жилье, условий труда, и т.д.
– социологические методы исследования персонала – анкетирование, интервьюирование, наблюдение, собеседование, т.е. все то, что представляет необходимые данные для подбора, оценки и обучения работников;
– соревнование – реализуется стремление людей к успеху, первенству, достижениям;
– партнерство – налаживание разнообразных форм взаимоотношений внутри и вне коллектива (дружеское, деловое, по увлечению, семейное).
В). Психологические методы (обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам и поведению):
– психологическое воздействие – внушение, убеждение, просьба, совет, запрещение, требование, комплимент, намек, осуждение, похвала;
Спецификация народного воспитания в России: историко-педагогический
аспект
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогич ...
Сущность педагогической технологии, предмет,
специфика
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики. На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на ур ...
Педагогические
идеи Е.Н. Водовозовой
Идеи и методические рекомендации Е.Н. Водовозовой, касающиеся отношений взрослых и детей, отлично сочетаются с сегодняшними моделями обучения, построенными на основе гуманистического подхода к образованию. Современные исследователи видят гуманистическую природу педагогической деятельности в воспита ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.