Анализ отраслевой структуры рынка труда, относительного уровня заработной платы и профессиональных устремлений учащихся на примере областей центрального региона за последние годы указывает на несбалансированность социально-экономического развития современного общества и необходимость совершенствования процессов его обеспечения.
Однако среди особенностей существующей системы технологического обучения следует отметить социально обусловленное построение его базовой части по отраслям и компонентам хозяйственной деятельности. Это входит в противоречие с задачами личностно-ориентированного построения профессионально значимого обучения школьников в соответствии с объектами и типами профессиональной деятельности.
Кроме того, имеющее место в процессе технологического обучения разделение контингента учащихся по половому признаку (на мальчиков и девочек) отвечает традиционному решению вопросов самообслуживания и самообеспечения в процессе бытового разделения труда, однако не решает задачи профессионально-ориентированной подготовки учащихся. Следует также отметить низкий уровень профессиональной мотивации общего и трудового обучения школьников и необходимость обеспечения этой важнейшей составляющей целеполагания учебного процесса.
Перешедшие в 10 класс учащиеся через два года в несколько сокращенном составе оканчивают школу. Часть их (порядка 40%) поступает в ВУЗы, другая часть (около 33%) – в средние профессиональные учебные заведения, 12% выпускников проходят обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки. Следует отметить, что более 15% выпускников средней школы приступают к трудовой деятельности с багажом практической подготовки, полученным в школьных учебных мастерских и учебно-производственных подразделениях. Это еще раз указывает на актуальность обеспечения связи общего и профессионального образования.
Переход к системе 12-летнего обучения с выходом на начальное профессиональное образование делает профильную подготовку учащихся приоритетной составляющей новой концепции общеобразовательной школы.
В контексте существующей системы технологического образования специализированное обучение старшеклассников для отраслей материального производства может доводиться до уровня начального профессионального. В то же время подготовка школьников к деятельности в непроизводственной сфере экономики производства лежит вне рамок технологического обучения и осуществляется в известной мере стихийно, без соответствующего организационного и педагогического обеспечения. Существующее положение дел и стоящие перспективы развития системы общего образования выдвигают задачу создания целостной системы трудового обучения по всему спектру профессиональных интересов учащихся. Ее цели, сущность и методологические подходы едины как для подготовки к работе в области материального производства, так и в непроизводственных отраслях экономики. В основу их могут быть положены общие идеи и принципы трудового и технологического обучения и воспитания. Создание комплексной структуры практикоориентированного обучения позволяет создать единую систему трудовой, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки школьников по различным объектам и сферам профессиональной деятельности.
Необходимость развития и совершенствования системы технологического образования подтверждает передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт и объективно существующая практика подготовки молодежи к труду и получению профессии.
Общеобразовательная область «Технология» может выполнять функции комплексной системы трудового обучения, воспитания и формирования готовности школьников к получению профессий по различным направлениям во всех сферах экономической деятельности.
Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач:
формирование знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом возможностей и интересов ребенка, а также в соответствии с потребностями общества;
развитие творческих, профессионально значимых качеств личности учащихся;
Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»
Главная цель работы учителя-дефектолога состоит в том, чтобы в результате систематических занятий у его воспитанников сформировался сложный механизм игры, включающий в себя на высших ступенях ее развития воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение. Проводить заняти ...
Обучение в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м гг. XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е гг. Обучение в сотрудничестве является важным элементом праг ...
Формирование орфографической зоркости
Работу над орфографической грамотностью следует начинать с орфографической зоркости учащихся. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографический задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетан ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.