Педагогика и образование » Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов » Методика работы по орфографии в 8 – 9 классах

Методика работы по орфографии в 8 – 9 классах

Страница 1

Работа по орфографии должна продолжаться и в 8 – 9 классах. Орфографические умения требуют длительной и постоянной тренировки. Это необходимо, потому что с каждым новым учебным годом учащиеся сталкиваются с огромным количеством незнакомой для них лексики, с новыми жанрами учебно-научной речи. В методике преподавания русского языка выявлены специфические формы организации работы по орфографии в 8 – 9 классах.

В этих классах программа не предусматривает конкретного содержания работы по орфографии в связи с изучением синтаксиса и пунктуации. Оно определяется учителем в зависимости от уровня владения школьниками орфографическими умениями.

В работе по орфографии в 8 – 9 классах реализуются следующие направления: повторение знаний по орфографии; выявление орфографических затруднений учащихся данного класса и их преодоление; систематизация орфографических умений по группам орфограмм; орфографическая подготовка к контрольным работам, в том числе по развитию связной речи; повторение орфографии при подготовке к выпускным экзаменам.

Для закрепления повторяемых орфографических знаний выполняются упражнения следующих видов: назвать в данном слове опознавательные признаки орфограмм - гласных (согласных и т.д.), по опознавательным признакам назвать (подчеркнуть) орфограммы в корне (приставке, суффиксе и т.д.), вставить пропущенные орфограммы в приставках (корнях и т.д.), графически обозначить условия выбора орфограмм в суффиксах (окончаниях, между частями слов и т. д.).

Начиная работу с классом, учитель должен в самом начале учебного года выяснить уровень орфографической грамотности учащихся, чтобы оказать им «скорую помощь» в ликвидации орфографических пробелов. Для этого у него есть две возможности: выяснить, как они учились в 7 классе, или провести контрольную работу (диктант, изложение или сочинение), анализ которой позволит выявить конкретные затруднения учащихся. Целесообразно использовать обе возможности, чтобы получить достаточно достоверные данные об орфографической грамотности восьми- и девятиклассников.

В результате учителю становятся известны виды орфограмм, слабее всего усвоенных многими учащимися, а также причины их затруднений. На этой основе составляется программа ликвидации острой орфографической неграмотности школьников, если она обнаружится. Для такой работы, как показывает опыт, необходимо отвести две-три недели, в течение которых усилия и учителя, и учащихся должны быть сосредоточены на повторяемых видах орфограмм. О содержании работы по орфографии учащихся следует информировать, ставить перед ними ближайшие задачи совершенствования орфографических умений. Учащимся целесообразно с этой целью записать в тетради повторяемые виды орфограмм с образцами графического обозначения условий их выбора.

Повторяемые виды орфограмм с учетом их специфики распределяются по урокам синтаксиса и пунктуации. Для каждого вида подбирается микрословник, в состав которого включаются трудные случаи. Словарно-орфографический материал микрословника используется при проверке домашнего задания, включается в обучающие упражнения для составления словосочетаний, предложений, сочинений-миниатюр по опорным словам, дается для заучивания дома. Наиболее неграмотным учащимся составляется индивидуальная программа для преодоления пробелов в орфографии.

Следующий этап - систематическая работа по орфографии, реализуемая в связи с изучением синтаксиса и пунктуации. Есть два подхода к ее осуществлению: первый - повторение орфографии примерно в том порядке, в котором изучались орфографические правила в 5 – 7 классах. Второй подход обеспечивает большую новизну при повторении пройденного по орфографии, условия для обобщения и систематизации орфографического материала.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Графики произведения и частного двух функций
Произведение и частное двух функций поддаются общему исследованию, на основании которого и может быть построен график. Часто построение графика упрощается, если предварительно построить вспомогательные графики функций, входящих в произведение или частное. Иногда произведение или частное возможно пр ...

Особенности математического мышления
Идея соотношения биологических и социальных моментов в развитии мышления занимает основное место в теории Ж. Пиаже. Концепция Пиаже в этом отношении чрезвычайно проста. Пиаже принимает вместе с психоанализом З. Фрейда и с примыкающим к нему Э. Блейлером, что первичная ступень в развитии мышления ре ...

Формирование орфографической зоркости
Работу над орфографической грамотностью следует начинать с орфографической зоркости учащихся. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографический задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетан ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0089