4.На высшем уровне творческого воспроизведения ребенок может расчленить сохранившийся образ и, выделив лишь какие – то его части, элементы, признаки включать их в новые комбинации, новые сочетания, создавая, таким образом, новые картины, фигуры, орнаменты, рассказы. Такие новые образы используются детьми в разных видах их творческой деятельности.
А.А.Люблинская считала, что в развитии представлений у ребенка на протяжении дошкольного периода происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:
1.Увеличивается объем сохраняемых представлений.
2.Благодаря развитию представления о предметах и явлениях, схематичные, слитные и диффузные (расплывчатые, неясные) у детей становятся все более осмысленными, четкими, дифференцированными. Они приобретают вместе с тем все более обобщенный характер.
3.Представления становятся связными и системными они могут быть объединены в группы, категории и картины.
4.Растет подвижность сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.
5.Становясь осмысленными, представления, все больше подчиняются управлению.
Л.А.Венгер и В.С.Мухина показали механизм развития представления у детей дошкольного возраста и отметили следующее. В этом возрасте представления еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальные задачи представить себе что–либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания рассказов, сказок.
Под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал и потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок начинает пользоваться способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают складываться действия представлений, зарождаются активное воображение и память. В этом возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, рассказах, сказках взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материалов накопившихся в его памяти, и уровня понимания, что он слышит от взрослого, видит на картинках.
Отличительная особенность образов представления у ребенка – их яркость, эмоциональность, легкость возникновения и смены. Они возникают и меняются по любому поводу, буквально на каждом шагу. Одно из проявлений яркости, возникающих у ребенка образов представления, состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальное явление. Постоянное возникновение образов помогает ребенку узнавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Но отсутствие целенаправленных действий представления приводит к тому, что возникающие образы разрозненны. Они не объединяются в целостную картину, а зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом к появлению новых образов.
Элементы представления ребенка постепенно складываются в игровой, художественной, практической деятельности. Однако, они еще не включены в сам процесс выполнения деятельности и зависят от внешних «толчков» - попадающихся на глаза предметов, случайных результатов собственных действий (Л.А. Венгер и В.С.Мухина).
Таким образом, представление – это наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти и воображении. Постоянное возникновение наглядных образов помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.
В отличие от восприятия, представление – достаточно ёмкое многоаспектное понятие. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему. Представления отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее, чувственно – предметный характер представления позволяет классифицировать их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на представления хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств. Преобразования представления играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации.
Яснополянская школа Л.Н. Толстого как творческая лаборатория
педагога
Яснополянская школа Л.Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была ...
Рекомендации по внедрению высоких интеллектуальных
технологий на уроках биологии в средней школе
Общие методические правила развивающего образования На уроках создается психологический комфорт с помощь следующих основных условий: уважительного общения, соблюдением учителем и учащимися школьных правил, справедливого отношения учителя к результатам работы учащихся, помощи со стороны учителя учащ ...
Аспекты изучения грамматического строя
Психофизиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова, а также их последователей. И.М. Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.