Педагогика и образование » Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с поэзией С.А. Есенина » Выявление уровней восприятия и понимания поэтических произведений С.А. Есенина

Выявление уровней восприятия и понимания поэтических произведений С.А. Есенина

Страница 1

Для изучения особенностей восприятия и понимания поэтических произведений нами было проведено исследование в подготовительной группе детского сада № 2 общеразвивающего вида поселка Вершино-Дарасунского Тунгокоченского района Забайкальского края. В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап – констатирующий

2 этап – формирующий

3 этап – контрольный

На 1 этапе проводилась диагностика особенностей восприятия поэтических произведений С. Есенина детьми в возрасте 6-7 лет.

В основу разработанной нами методики, направленной на диагностику уровней восприятия и понимания поэтических произведений Есенина в группе старших дошкольников, легла классификация Н.Д. Молдавской [41, стр. 10], согласно которой детям в возрасте 6-7 лет свойственны четыре уровня восприятия: 1) фрагментарный уровень, 2) констатирующий уровень, 3) уровень ''героя'', 4) уровень ''идеи''.

По каждому уровню выделены (по нарастающей) характерные черты. Первый уровень восприятия старшими дошкольниками поэтических произведений характеризуется тем, что у детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами.

Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить.

Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один – два вопроса, как правило, к началу текста.

В связи с этим по данному уровню, нами выделены следующие показатели:

1. Эмоционально точная реакция на произведение

2. Внимание к деталям

На втором уровне также выделяется точная эмоциональная реакция, дети способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом.

При специальных вопросах взрослого могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

По данному уровню нами выделены такие показатели, как:

1. Легкость восстановления последовательности событий

2. Определение мотивов поведения персонажей с ориентацией на житейское представление

На третьем уровне читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей.

В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах взрослого они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.

И в связи с этим нами выделяются такие показатели, как:

1. Понимание связи событий.

2. Способность соотносить изменение своих чувств с конкретными событиями.

На высоком, четвертом, уровне старшие дошкольники способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...

Содержание блоков программы работы кружка «В мире чудес»
Занятия подготовительного блока Занятие 1. «Зимняя сказка» Цель: определить уровень сформированности изобразительных умений, интересов и предпочтений ребенка, воображения. Ход занятия: педагог просит детей вспомнить, какое сейчас время года и чем оно характерно. Предлагает нарисовать зимнюю картинк ...

Виды работ по орфографии
Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учите­лями. В русском письме главным раз­делом, который определяет ведущий принцип орфографии, является пере­дача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство прав ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0268