На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования экскурсий с целью познавательного развития дошкольников, а также результатов констатирующего изучения состояния работы по данной проблеме в ДОУ, мы пришли к заключению, что развитие представлений о труде взрослых требует специальной организации работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, с использованием различных средств, к числу которых можно отнести и экскурсии.
Эксперимент проведен на базе МДОУ № 2 г. Плавска в старшей группе. Перед экспериментом было проведено родительское собрание, целью которого было подключить родителей к совместной деятельности.
Количество детей в экспериментальной группе 18 человек. Формирующий эксперимент проводился с 30 января 2005 года по 30 июня 2005 года.
В основу методики формирующего эксперимента легли следующие принципы:
- комплексного воздействия на эмоциональную, интеллектуальную и деятельностно–практическую сферы личности в развития представлений у дошкольников;
- поддержка эмоционально – положительного отношения к экскурсиям;
- стимулирование интереса детей к труду взрослых через включение художественной литературы, изобразительной деятельности, занимательных заданий.
Этапы формирующего эксперимента:
Развитие представлений о труде взрослых у детей в процессе экскурсий.
Закрепление представлений о труде взрослых в блоке совместной деятельности с педагогом.
Основным средством развития представлений являлись экскурсии, доступные детям по содержанию. При этом мы опирались на положения Поддъякова Н. Н., Осокиной Т. И. о том, что познавательное развитие будет успешнее при воздействии на личность в целом, т. е. на эмоциональную, интеллектуальную и деятельностно–практическую сферы.
Учитывая особенности жизни малого районного города, а также желания и интересы детей, выделили следующие виды экскурсий:
1. Труд работника почты.
2. Труд работника ГИБДД (регулировщик).
3. Труд продавца книжного магазина.
4. Труд парикмахера.
5.Труд водителя (автобуса).
В экспериментальной работе были выделены три направления педагогической работы с детьми:
разработка экскурсий, направленных на знакомство с трудом взрослых, организационной стороны их проведения;
подготовка детей к экскурсии и их проведение;
закрепление полученных на экскурсии представлений в совместной деятельности педагога с детьми.
Первый этап включал в себя реализацию первого и второго направления экспериментальной работы. Большое внимание уделялось разработке содержания и процессуальной стороны экскурсий. Для этого были разработаны схемы, служащие алгоритмами описания экскурсий:
-внешний вид в контексте профессиональной деятельности: среда, окружающая обстановка;
-профессиональные действия;
-орудия труда: окружающие предметы, их использование;
-беседа с представителем данной профессии;
-трудовые действия с орудиями труда.
Все выделенные виды проводились дважды. При первичном проведении экскурсий целью являлось вызвать эмоциональный отклик, эмоциональное восприятие представителей профессий, первоначальное знакомство с особенностями той или иной профессии. Основное место занимало наблюдение за деятельностью людей той или иной профессии.
Технология работы логистической системы
Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем. 1. Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции рассматриваются в качестве находящихся во взаимосвязи и взаимодействии элем ...
Образование, базирующееся на интернет-технологиях
Бурное развитие телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет, и мультимедиа в последние годы не только способствовало появлению повышенного интереса к использованию компьютеров в учебном процессе, но и обусловило появление системы образования нового поколения - компьютерного дистанцио ...
Психологические особенности формирования личности младшего школьника
В данном параграфе будут отражены основные характеристики формирования личности младших школьников и их психологические особенности. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую сист ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.