Теоретической основой логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией явилось современное понимание процесса овладения детьми грамматическим строем речи в норме.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией.
Основные задачи логопедической работы заключаются в том, чтобы сформировать у младших школьников с дисграфией морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения, сформировать систему взаимосвязанных действий и операций с грамматическими элементами языка, воспитать умение правильно отражать и дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношения между словами, выражающиеся в грамматических категориях.
Логопедическую работу по формированию системы словоизменения следует проводить в следующей последовательности:
1. Формирование системы словоизменения на уровне словосочетания.
2. Закрепление системы словоизменения на уровне предложения.
3. Закрепление системы словоизменения в связной речи.
На основании полученных результатов можно предположить, что с испытуемыми детьми с дисграфией по формированию словоизменения существительных необходимо работать над следующим:
1. Поиск оптимальных условий для формирования словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией.
2. Развитие функции словоизменения.
3. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
4. Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа в следующем порядке: винительный падеж (нулевое окончание, окончание у, а-я), родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж (со значением орудийности).
5. Закрепление предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.
6. Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных множественного числа.
7. Закрепление предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
8. Формирование симультанного анализа и синтеза явления, то есть развитие способности мысленно представлять несколько явлений одновременно.
9. Уточнение и обогащение словарного запаса.
10. Развитие неречевых психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия.
При разработке содержания методики логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией были положены следующие принципы [22, 26, 29, 30]:
1. Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения). То есть формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное усвоение грамматического строя речи - это формирование морфологических и синтаксических обобщений, которые служат основой грамматически правильной речи.
2. Принцип учета «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому): процесс формирования словоизменения имён существительных осуществляется постепенно, с учетом ближайшего уровня развития грамматического строя речи, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
3. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы).
4. Принцип учета психологической структуры процесса письма и характера речевой деятельности. В процессе формирования словоизменения имён существительных в данной методике ставилась цель не только сформировать умственные действия, но и практическое закрепление знаний и умений в устной речи.
5. Принцип комплексности. Дисграфия обусловлена недоразвитием устной речи, несформированностью языковых обобщений. Поэтому логопедическое воздействие при коррекции этого расстройств осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устной речи и письма).
6. Принцип системности. Предполагает формирование словоизменения имён существительных и в единстве со всеми компонентами речи, как единой функциональной системы.
7. Принцип деятельностного подхода. Методика логопедической работы строилась с учетом ведущей деятельности младших школьников, какой является учебная и игровая. При положительной мотивации, развитии умения самоконтроля.
8. Принцип поэтапного формирования психических функций. Предполагает постепенное усложнение речевого материала.
9. Онтогенетический принцип предполагает формирование функций с учетом этапов и последовательности их формирования в онтогенезе.
Последовательность коррекционного обучения определяется закономерностями появления форм в онтогенезе. Первоначально закрепляются продуктивные формы, рано проявляющиеся в онтогенезе. В дальнейшем работа должна проводиться с менее продуктивными и непродуктивными формами, и должна осуществляться их дифференциация.
Диагностическое направление
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описа ...
Технологии,
используемые в системе профессионального образования
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Глубокие исследования в области проблемного обуче ...
Мониторинг образования: его роль в реализации социальных
функций образования
Качество вуза оценивается посредством процедуры аккредитации, включающей в себя самообследование и внешнюю оценку. Помимо аккредитации, в последнее время развивается система рейтингов вузов – ранжирования их по различным основаниям. Роль рейтинга возрастает в свете разрабатываемых сегодня реформ вы ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.