К. Маркс писал; «Труд – есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью посредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие eго телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы».
В этом высказывании дано определение труда вообще. Отвлекаясь от его конкретных видов и общественных форм, Маркс выделил самое главное, решающее в деятельности человека, выступающего как сила природы и находящегося в таких взаимосвязях и отношениях с ней, в каких не находится ни одно из других живых существ.
Трудовой процесс определяется К. Марксом как целесообразная деятельность, цель которой - создание потребительских стоимостей. К. Маркс делает вывод, что труд, взятый в целом, есть положительная, творческая деятельность, что только в процессе труда развиваются производительные силы общества, и прежде всего сам человек.
Включение в деятельность - основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции Положение о том, что человек формируется как личное п., участвуя в различных вилах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии.
Рассматривая трудолюбие как деятельность, в которой возможности развития человека безграничны, мы предполагаем, что именно трудолюбие и предоставляет ему возможность для активизации себя.
Говоря о человеке, отмечая те или иные его положительные и отрицательные стороны, мы всегда подчеркиваем, прежде всего его отношение к труду. Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей.
Глубокие мысли о привитии трудолюбия подрастающему поколению содержатся в произведениях Л.С. Макаренко. В процессе трудовой деятельности он рекомендует воспитывать у учащихся умение доводить до конца всякое начатое дело, рационально планировать свои силы и соизмерять их с реальными возможностями в труде, настойчиво и терпеливо выполнять любую работу, если она необходима обществу. Л.С. Макаренко подчеркивает необходимость формирования и развития у детей таких качеств, как распорядительность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость, деловитость.
Из специальных исследований, посвященных проблеме трудолюбия, особо следует отметить труды И.Ф. Свадковского. В них подчеркивается, что важнейшая задача воспитания - формирование характера, личности человека, который не мыслит своего существования без серьезного дела и находит счастье в творческом труде, что трудолюбие возникает не само по себе, а под влиянием различных условий и образа жизни. Оно формируется только в труде при наличии определенных предпосылок.
Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что успех воспитания трудолюбия заключается в том, чтобы одухотворить труд, раскрыть его гражданское назначение. «Чувство гражданской значимости труда, писал он, - это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок».
В области воспитания трудолюбия исключительно велика роль и таких факторов, как трудовой коллектив и сам процесс труда. Коллективный труд учащихся создает между ними определенную зависимость. Как отмечал А.С. Макаренко, вопрос отношения товарища к товарищу в процессе труда - это не вопрос дружбы, любви, соседства, а вопрос ответственной зависимости.
Трудолюбие представляет собой сочетание двух понятий: труд и любовь. Рассмотрим содержание этих понятий.
Труд - целенаправленная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Характеристика труда как специфики человеческой деятельности особенно подчеркивается, когда трудовой процесс определяется как целесообразная деятельность, цель которой - создание потребительских стоимостей, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой. Каждый общественный строй закрепляет законодательно, что труд является обязанностью каждого человека; где гласно, а где негласно существует правило: «Кто не работает, тот не ест».
Для человека труд есть положительная форма жизнедеятельности, в процессе его проявляется определенное отношение человека к предмету труда (к природе), споим собственным способностям, к обществу. Труд является необходимым условием существования человека и его развития.
Другое слово, составляющее трудолюбие, - любовь. Любовь в словаре русского языка определяется как чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо. Чувство горячей сердечной склонности, влечение, стремление, склонность, тяготение. Многие русские и зарубежные философы настойчиво обращают внимание на то, что в основании отношения человека с миром лежит любовь.
Труд в обществе является необходимостью, обязанностью, необходимым условием существования самого человека и его развития.
Методики восстановления речи при семантической афазии
Разработкой методик восстановления речи занимались такие авторы, как М. К. Шохор - Троцкая, В. М. Шкловский, Л. С. Цветкова и др. Т. Б. Филичева отмечает, что коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений: 1. Медицинское направление – прямое восстановление постра ...
Средства измерительных и управляющих технологий
Все средства измерительных и управляющих технологий образуют две подсистемы: Подсистему измерения (датчики, измерительные преобразователи, каналы ввода устройств сопряжения ЭВМ с объектом). Эта подсистема предназначена для контроля заданной совокупности аналоговых, частотных и дискретных параметров ...
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по
проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении
окружающего мира
Формирующий эксперимент был разработан согласно педагогическим условиям гипотезы. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Методика проведения контрольного среза аналогична методике проведения констатирующего эксперимента, но с некоторыми изменениями в содерж ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.