Педагогика и образование » Влияние экологического образования на воспитание трудолюбия у младших школьников » Понятие трудолюбия

Понятие трудолюбия

Страница 2

Слово «трудолюбие» как бы соединяет два трудно соединимых слова - «труд» и «любовь». Первое означает необходимость, обязанность, другое - привязанность, склонность, влечение. Но в целом мы можем сказать, что трудолюбие - это качество личности, сочетающее в себе обязанность, необходимость труда, привязанность, склонность, влечение к труду.

Анализируя трудолюбие как сложный комплекс склонностей и свойств человеческой личности, И.Ф. Свадковский подчеркивает, что трудолюбие - венец, а не начальная стадия трудового развития, что это свойство личности, определяющее все поведение человека, с которым связаны и которым определяются многие его физические, умственные и моральные качества.

П.И. Чернецов рассматривает трудолюбие как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. К ним относятся:

- практический - умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи, трудовые умения и навыки;

- познавательный - наличие знаний о труде, систематическое стремление к их совершенствованию;

- эмоциональный - чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение;

- полевой - желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели,

- оценочный или морально-этический - понимание роли труда как жизненной необходимости, умение видеть ею красоту.

Ряд педагогов усматривает сущность трудолюбия в следующем:

1. Трудолюбие есть черта, проявляющаяся в отношении не к одному какому-либо виду труда, а к самым различным его видам.

2. Труд, когда идет речь о трудолюбии, осознается как жизненная необходимость, имеющая одновременно и общественное значение.

3. Процесс труда сопровождается наслаждением трудовой деятельностью и чувством радости в труде.

4. Трудолюбие способствует возникновению стремления к овладению знаниями, умениями, навыками, к повышению производительности труда и качества продукции.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек испытывал потребность в труде вследствие осознанной его общественной необходимости, чтобы основным стимулом трудолюбия являлись не только узколичные интересы и желания, а именно эта необходимость, востребованность, общественная польза. Следовательно, задача педагога - привить своим воспитанникам такие трудовые стимулы, которые побуждали бы их проявлять настойчивость, упорство в достижении намеченной цели, творческую инициативу всюду, где этого требуют интересы дела, даже тогда, когда к нему отсутствует влечение.

Известно, что труд вызывает напряжение и физических, и духовных сил. Трудолюбивый человек хорошо переносит это напряжение, воспринимая его как необходимое условие выполнения рабочего задания. При этом он проявляет выдержку, настойчивость, без которых невозможно решать возникающие в процессе труда задачи. И чем больше развиты у него эти качества, чем более совершенны и разнообразны его умения и навыки, тем больше открывается перед ним возможностей не только для возникновения, но и для укрепления положительных чувств в процессе труда.

Итак, трудолюбие представляет собой целенаправленную трудовую деятельность человека, совершаемую без принуждения, по собственному убеждению. Это сложное явление по своей структуре, его слагаемыми являются:

1) сознательная постановка трудовых задач и умение решать их;

2) преодоление трудностей во имя достижения поставленной цели;

3) знания о труде и навыки трудовой деятельности;

4) цели и задачи своего труда;

5) глубокое понимание смысла своего труда;

6) морально-волевая установка на последовательную и неуклонную реализацию целей своего труда.

Все эти компоненты выступают в единстве как свойства, характеризующие ту или иную сторону личности. Свойства, выделенные нами, будут в целом определять то, что называется трудолюбием. В зависимости оттого, насколько зрелыми и полными являются эти свойства, каково их органическое взаимодействие, можно говорить об уровне зрелости личности, о том, насколько она трудолюбива.

Что касается выборочного трудолюбия, то оно подразумевает выполнение какого-то одного вида труда. И в этом случае трудолюбие чаще всего является глубоким по своему содержанию, но носит ограниченный характер. Например, Д. Пуччини, В. Моцарт, И. Штраус и многие другие великие композиторы, отличаясь огромным трудолюбием на своем поприще, в то же время не проявили данного качества в иных областях человеческой деятельности.

Без любимой, творческой работы жизнь человека неполноценна. Созидательный труд, если ему, как говорится, отдается душа, приносит большую радость. Чем более вдохновлен человек любимым делом, тем лучше он чувствует себя морально. Из сказанного, очевидно, что трудолюбие свойственно личности, располагающей достаточным запасом знаний, навыков, обладающей волей, к достижению поставленной пели, элементами организованности и проявляющей глубокий интерес к определенному виду деятельности, умеющей трудиться, преодолевать трудности, стремящейся к совершенствованию своих умений и навыков. Трудолюбивыми мы считаем тех, кто проявляет постоянную готовность и желание выполнять ту или иную работу, предусматривающую удовлетворение либо своих, либо общественных потребностей. Целенаправленный труд таких людей любимое и привычное для них занятие, а производственное усилие, требующее физического и духовного напряжения, вызывает прилив энергии, стремление справиться с поставленной задачей.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Общая характеристика игр при обучении учащихся 5–6 классов
В данном параграфе рассматривается свойства игры, основа классификации игр. Анализ педагогической литературы свидетельствует об отсутствии четкого научного определения самого понятия «игры». Понятие игра рассматривается: психологами, педагогами, биологами, экономистами. За многолетние исследования ...

Размышления о целостности гуманного педагогического процесса
Если ребенок в школе находится под сильным давлением авторитаризма, если там заставляют его учиться, то в семье у родителей, тем более не посвященных в психологические и педагогические тонкости, другого выхода не будет. Но вместе с тем у ребенка искажается мотив учения: он учится не ради самих знан ...

Межшкольный учебный комбинат как элемент института образования
Рассмотрение Межшкольного Учебного Комбината №1 (МУК–1) целесообразно проводить через призму тех теоретико-методологических подходов, которые были разработаны классиками как отечественной, так и зарубежной социологии. Одним из таких подходов является институциональный подход. К нему мы и обращаемся ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0197