На основе вышеизложенного проводился эксперимент на базе начальной школы – детского сада № 3 города Кизела. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 «Б» класса, работающие по традиционной программе (Плешаков А.А. «Окружающий мир»). Эксперимент включал в себя три компонента:
1.Констатирующий эксперимент.
2. Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
Рассмотрим подробно каждый из этапов.
С целью выявления качеств естественнонаучных знаний учащихся в классе проводилась самостоятельная работа, включающая в себя следующие задания.
В чем ценность природы для человека?
Какие растения нашего района ты знаешь?
Каких животных нашего района ты знаешь?
Какую помощь природе ты оказал (а)?
Перечисли основные признаки осени.
Найди лишнее слово. Объясни свой выбор.
I вариант: лось, рысь, медведь, лев.
II вариант: береза, ель, пальма, ива.
Анализ выполнения учащимися самостоятельной работы позволил сделать следующие выводы. Значение природы дети определяют по-разному: 17 % определяют природу как источник красоты, для 50 % учащихся - это место обитания животных и птиц, для 67 % - это воздух, вода, еда, дрова для печки. Вывод: большинство учащихся имеют потребительское отношение к природе.
Отвечая на 4-й вопрос, 84 % учащихся указали полезную работу, которую они выполняли для природы. Из них у 50 % есть дома кормушки для птиц, 34 % ухаживают за своими домашними животными (собакой, кошкой, коровой, домашними птицами), а 17 % взяли жить к себе домой бездомную собачонку. Вывод: практическая деятельность учащихся в области природы носит, в основном, созерцательный характер. Дети видят необходимость помощи природе, но это отражается только на той деятельности, которую они выполняют в своем доме, в своем дворе.
Отвечая на второй вопрос, наряду с растущими в районе растениями: березой, елью, сосной, черникой, брусникой (84 %), учащиеся указывают розу, герань (17 %), хотя роза и герань - это комнатные растения. Учащиеся не указали такие растения, как рябина, осина, черемуха, калина, малина, можжевельник и др. Таким образом, дети имеют неполные и не всегда правильные знания о растениях района.
Анализ ответов на 3-й вопрос самостоятельной работы показал, что со знанием животных района ситуация гораздо лучше. Все 100 % учащихся называют медведя, зайца, лису, белку, лося. Не вспомнили учащиеся таких животных, как крот, куница. Кроме зверей называются и птицы: ворона, воробей, дятел, куропатка, кукушка. Таким образом, учащиеся имеют достаточно четкое представление о животном мире своего района.
На 5-й вопрос об основных признаках осени все 100 % учащихся ответили: похолодание и листопад. Лишь 17 % написали еще, что изменилась одежда людей и птицы улетают в теплые края. Никто из учащихся не указал, что осенью часто выпадают осадки в виде дождя и снега, изменяется окраска листьев, люди заканчивают убирать и закладывать на хранение урожай. Таким образом, дети имеют только общее представление об основных признаках осени. Они, в основном, не выходят за рамки самых ярких и очевидных.
Дидактогенный невроз
Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д. Чаще наблюдается состояние школьной трево ...
Обзор философско-педагогических идей мыслителей Средневекового Востока
Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд. Открывает список ученых-энциклопедистов исламского мира основатель арабской философии Аб ...
Примеры создания учебных элементов
Учебный элемент "Возможности копирования различных элементов в приложениях: Word, Excel, Paint Brush, Windows Movie Maker" Цели: Изучив данный учебный элемент вы сможете: выделять различные объекты, такие как, текст и его фрагменты, графические элементы, звуковые файлы; перемещать и копир ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.