Выбирая лишнее слово в 6-м вопросе, все 100 % учащихся ответили верно, что это лев и пальма. Объяснили они свой выбор так: «лев не живет у нас», «лев не живет в наших лесах», «лев живет в зоопарке»; «пальма не растет в наших лесах», «пальма любит жару и солнце», «пальма растет там, где нет снега».
Таким образом, по результатам ответов на предложенные вопросы можно сделать следующий вывод: знания детей о природе, в частности, о природе и своей местности неполные, поверхностные, отрывочные. Дети путают растения своего района с комнатными растениями; говоря о животных своего района, называют только самых известных. Отношение детей к природе, в основном, носит потребительский характер, в то же время учащиеся отмечают и эстетическое значение природы в жизни человека. Практическая деятельность учащихся по оказанию посильной помощи природе находиться на низком уровне. Хотя в этом возрасте дети могут принести больше пользы природе.
Формирующий эксперимент представляет собой цикл из 3 уроков, целью которых было повышение внутренней мотивации учащихся к труду, то есть воспитание трудолюбия. Занятия носили следующие названия:
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Защита животных.
3. Здравствуй, Весна!
Первое занятие в теме «Воспитание трудолюбия младших школьников» соответствовало цели: воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом.
С учетом возрастных особенностей были разработаны задания. В начале занятия учащиеся формулируют с помощью учителя понятие трудолюбия:
«Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. Как вы понимаете смысл этого слова?
У. О ком говорят, что он трудолюбивый человек?
У. Как вы думаете, в нашем классе есть трудолюбивые ребята?
У. Как вы об этом узнали?»
Дети в ходе занятия рассказывают, что они умеют делать и чем помогают родителям и окружающим людям:
«У. Расскажите, пожайлуста, чем вы помогаете дома родителям? А в школе? У вас есть ответственные поручения? Чем бы вы хотели заниматься дома, если бы научились? А если помощь нужна природе?»
Учащиеся назвали всего два вида помощи: подкормка птиц и изготовление скворечников.
Далее в ходе занятия учащиеся формулируют правила ухода за растениями и демонстрируют как его проводить.
«У. В классе мы проветриваем, чтобы поступал кислород, а в природе растения – это «фабрика» по производству кислорода. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
- В нашем классе тоже есть растения, они обычно называются комнатными. Давайте послушаем сообщение, которое приготовил один из учеников.
Д. Они украшают жилые и служебные помещения. Особенно они радуют своей зеленью, а иногда и яркими цветами зимой, когда в природе все покрыто снегом. По мнению врачей, ничто не действует так благотворно и целительно на состояние и настроение людей, как комнатные растения. Зеленый цвет листьев очень благотворно влияет на зрение, снимает переутомление. Многие растения оздоравливают воздух и даже убивают вредных микробов, создают в помещениях целебный микроклимат.
Татаевская сельская школа
В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей. В первый период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (Stoy) (1815—1885) и Л. Толстого, с которыми вел п ...
Земельный участок и его организация
Значение участка. Земельный участок детского сада, особенно в городских условиях,— это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом, если не уезжают на дачу,— весь день. Здесь во время игр обогащается чувственный опыт детей. Работая в цве ...
Характеристика понятия «словоизменение существительных»
Важным условием для развития познавательной деятельности школьника является правильное овладение детьми процессами словообразования и словоизменения. В зарубежной и отечественной лингвистике, психолингвистике уже давно сформировался устойчивый интерес к процессам словоизменения и словообразования. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.