Педагогика и образование » Педагог-новатор Шаталов В.Ф

Педагог-новатор Шаталов В.Ф

Страница 2

В опыте В.Ф. Шаталова по учебной работе можно выделить ряд особенностей.

Строго определенная организация учебного процесса, которую можно назвать алгоритмом учебной деятельности. Академик В.В. Давыдов оценил ее как «возможность достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников»

1. Каждой теме учебного предмета В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм):

1) развернутое объяснение учителя;

2) сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;

3) изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);

4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;

5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;

6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.

По В.Ф. Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. Он пришел опытным путем к той же мысли, что и В.В. Давыдов экспериментально — в теории развивающего обучения.

По В.Ф. Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения. К примеру, в учебном материале по математике изучаются основные понятия и связи между ними. Второстепенный материал не дается. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема, вывод одной и той же формулы имеют много вариантов. В результате удается сократить время, необходимое для изучения и усвоения программного учебного предмета. Это «высвободившееся время» используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на 3 учебных года, учащиеся с успехом усваивают за 2. Практику В.Ф. Шаталова о необязательности заучивания доказательств психолог Л.М. Фридман находит неубедительной, спорной. Психолог З.И. Калмыкова ту же практику педагога-новатора оправдывает.

Еще одна особенность опыта В.Ф. Шаталова — обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями. Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Все эти пособия активно используются в учебном процессе в школе и дома.

В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры. В учении школьников нет принуждения, нет и страха из-за «двойки» иметь неприятности с родителями или учителями. Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся тема. Ученик учится без «троек».

В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принципов обучения: а) принцип успеха и оптимизма; б) принцип бесконфликтности; в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе).

Книги и статьи педагога – новатора

Ø Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979. 134 с.

Ø Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. - М., 1980. 95 с.

Ø Шаталов В. Ф. Опорные сигналы по физике для VII класса. - Киев, 1979. 48 с.

Ø Шаталов В. Ф. Шесть шагов за горизонт // Вечерняя Одесса. 1986. 5 сент.

Ø Шаталов В. Ф. Дайте мне школу // Учит. газ. 1986. 7 окт.

Ø Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. Часть 1. - М.: ГУП ЦРП «Москва – Санкт-Петербург», 2001 г., с. 48-49. Шамова Т.И. Активизация учения школьников М., 1982.

Ø Шаталов В.Ф. Точка опоры.- М., Педагогика, 1987.

Ø Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: Просвещение, 1989.

Ø Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.

2. Биография педагога - новатора

Шаталов Виктор Фёдорович родился в 1927 г. Ученый педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Понятие об афазии
По определению Т. Б. Филичевой, афазия (от греч. а – частица, означающая отрицание, и phasis – речь) – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. В. И. Селиверстов дает более полное определение: "Афазия – это полная или частичная утрата речи, об ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...

Аспекты изучения грамматического строя
Психофизиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова, а также их последователей. И.М. Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0217