Одной из самых актуальных задач управления образовательным процессом является мониторинг состояние преподавания в школе. В своем образовательном учреждении мы реализуем технологию мониторинга с использованием анкеты качества урока, авторами которой являются Е.А. Юнина и А.И. Севрук. Данная технология доступна и удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему посещения уроков управленцами. В качестве важного достоинства следует отметить возможность использования компьютера для ввода, накопления и обработки данных. Использование компьютера дает также возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства.
Выбранная нами технология позволяет отследить 53 параметра урока, среди которых признаки гуманизации и профессиональной компетентности педагога, результативность методической работы и многое другое.
Остановимся подробнее на некоторых параметрах.
Анализируя диаграмму "Признаки гуманитаризации", замечаем, что самый низкий уровень имеет показатель диалогичности (43%), а также только на 47% посещенных уроков зафиксирована их развивающая направленность и интегрированность. Вывод: уроки проводятся в монологичном режиме, где чаще всего преподавать - "ведущая скрипка", а при составлении концепции преподавания предмета многие педагоги не выделили этот момент. Управленческие решения:
На заседаниях цикловых методических объединений вспомнить технологии диалогового обучения, а при взаимопосещениях уроков особое внимание обратить на работу в диалоговом режиме.
На заседаниях методических объединений рассмотреть и подготовить возможные интегрированные уроки и выявить межпредметные связи по наиболее объемным темам;
Управленцам работать над тем, чтобы при определении целей урока и при самоанализе и анализе урока прописывались личностные качества, на развитие которых направлен урок.
По диаграмме "Должностные обязанности" замечаем, что учителя не в полной мере используют современные приемы, методы и средства обучения. А также западает пункт охрана жизни и здоровья учащихся, т.е. на уроке отсутствует смена деятельности или урок заканчивается задолго после звонка.
Принимая во внимание вышесказанное, делаем вывод: снизилась информированность педагогов по современной дидактике. Отсюда решение: подготовить и провести конференцию по теме "Современные педагогические технологии в аспекте риторической культуры", работать над созданием педагогической копилки методов рефлексии на уроках и внеклассных мероприятия. Провести индивидуальные и групповые беседы по темам "Формы и методы современного урока", "САНПИН и современный урок".
Рассматривая "Признаки гуманизации", мы увидели, что больше всего западает работа над развитием активности, только на 45% посещенных уроков учителя стремились развивать активность учащихся. Отсюда вывод, что мало используется педагогика сотрудничества и недостаточно продуман организационно-деятельностный режим. Управленческое решение, принятое по этому вопросу следующее: подготовить методическое совещание на тему "Педагогика сотрудничества в аспекте риторической технологии" (с привлечением материалов подготовленных Солодниковой С.В., ПРИПИТ) и провести его в оргдеятельностном режиме.
"Признаки профессиональной компентентности", показали, что низок процент учёта особенностей аудитории.
Делаем вывод, что некоторые учителя, имеют слабый контакт с классными руководителями. Отсюда выход: провести индивидуальные и групповые консультации для педагогов по изучению портретов аудиторий по классам.
На диаграмме "Развивающая направленность урока" видно, что мало внимания уделяется развитию эмоционально-чувственных качеств и развитию образного мышления.
Диаграмма "Результативность методической работы" показала, что большая часть уроков направлена на применение приемов, не приводящих к перегрузкам и на социализацию учащихся. С другой стороны стало видно, что только на 51% посещенных уроков использовался дидактический материал. Делается вывод: надо активизировать работу учителей с дидактическим материалом. Решение: провести смотр кабинетов.
Изучив компьютерную диаграмму "Объединения учителей по группам", еще раз посмотрели развивающую направленность урока, заметили, что самый высокий процент у учителей биологии и химии и учителей русского языка и литературы, а самый низкий у учителей начальных классов. Принимаем решение: провести анализ кадров учителей. Анализ показал следующее: среди химиков, биологов - один имеет высшую квалификационную категорию, второй защитился на первую, среди учителей русского языка и литературы - один имеет высшую, остальные первую квалификационную категорию; среди учителей начальных классов: один учитель с высшей категорией, один с первой; все учителя - предпенсионного возраста.
Системы хранения в образовании
Любая форма обучения зависит от способности хранить сумму накопленных знаний так, чтобы иметь к ним доступ в случае необходимости. Любая форма преподавания также должна обладать определенным запасом знаний по изучаемым проблемам и располагать методами их решения. В случае, когда процесс обучения пр ...
Физический эксперимент. Электризация тел
Оборудование: 1)маятник электрический на изолирующем штативе, 2)палочка из органического стекла, 3)палочка из эбонита, 4)кусок меха. Опыта показывает факт электризации тел. Палочку из органического стекла натирают куском меха, а затем осторожно подносят к висящей на шелковой нити станиолевой гильзе ...
Понятия и сущность оценки
результатов обучения в компетентностно-ориентированном образовании
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентнос ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.