Заслуживает внимания позиция Н. Ф. Добрынина, который указывает, что условные связи устанавливаются не при любых условиях, а тогда, когда раздражитель имеет для человека жизненное значение.
« Связи, устанавливающиеся в больших полушариях мозга, отражают действительные связи, - пишет он. - Если эти связи являются случайными, они не закрепляются, так, как не будут повторятся. Если же условия изменяются, то условные раздражители перестают правильно сигнализировать о благоприятствующих или разрушающих влияниях этой среды. Тогда условные связи угасают. Для того чтобы такая условная связь создалась, необходимо достаточное возбуждение в коре больших полушарий. А такое возбуждение имеет место тогда, когда раздражение имеет жизненное значение для организма». Это отражает избирательный характер познавательной направленности.
Познавательный интерес, как интерес вообще, не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания).
Исследование Л.А. Гордона хорошо показывает взаимосвязь и влияние всех сторон интереса на познавательные процессы личности. Интерес, по образному выражению автора, как бы «согревает своим участием» все процессы сознания, сообщают «особую теплоту» их протеканию, благодаря чему под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину.
Перейдем к характеристике особенностей познавательного интереса.
Познавательный интерес - это не всякий интерес к предмету. Динамичность, поступательное движение, переход от явления к сущности, установление глубоких связей, овладение закономерностями являются характерными признаками подлинного познавательного процесса. Вот почему и познавательный интерес носит интеллектуальный характер. C.Л. Рубейнштейн подчеркивал осознанный характер интереса. «Интерес – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать из поля зрения . Под помыслом мы при этом разумеем сложное и вместе с тем неразложимое образование – направленную мысль, - мысль- заботу, мысль – участие, мысль – приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную направленность».
Хорошо выражает эту особенность познавательного интереса термин «поисковый» характер (Н.Г. Морозова, Л.И. Божович). Этот термин удачно раскрывает влияние интереса на активизацию мыслительных процессов. В самом деле, характерной чертой познавательного интереса является именно то, что под влиянием его человек все время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения. В поисках ответа на возникший вопрос у человека появляется напряженность сознания и даже беспокойство за окончательное решение интересующего его вопроса, за результат познавательной или практической задачи, вызванной интересом.
Другая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Чувство трудового подъема, радости, удовлетворения от проделанной работы подкрепляет познавательный интерес и делает его более стойким. Под влиянием интереса школьник особенно заботливо, с участием относится и к процессу и к результатам деятельности.
На уроках учителей-мастеров, уделяющих большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображение, смех в ответ на шутку, глубокие сопереживания в коллективе, взволнованность, связанная с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища, - все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они возбуждены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного.
Воспитание трудолюбия на уроках естествознания в начальной школе
Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий, с ...
Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогич ...
Система оценивания в начальной школе
Наша начальная школа работает по безотметочной системе оценивания. Для оценивания используются: правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребенком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.