Классификация сочинений помогает в планировании каждого отдельного сочинения и их системы. Преемственность упражнений состоит в том, что каждая новая работа представляет собой шаг вперед от уже усвоенного. Она опирается на предыдущую, от более простого к сложному, от уже известного к неизвестному – таков путь обучения любому умению, в том числе и письму сочинений. Важно, чтобы в каждом сочинении дети овладевали хотя бы небольшим новым умением, знакомились с особенностью передачи нового содержания, учились использовать новые приемы оформления своих мыслей, а так же закрепляли умения, полученного в работе над предыдущими сочинениями.
Особое место в методике занимает системный подход Т. Г. Рамзаевой, в основе которого лежит комплекс речевых умений.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи:
– умение понять и раскрыть тему,
– подчинить свое сочинение определенной мысли;
– собирать материал, его систематизировать, располагать;
– составлять план и писать по плану;
– использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
– совершенствовать написанное.
Методика работы над сочинением строится с опорой на те знания и умения, которые получены в процессе обучения работы над изложением. Что дает основание всегда называть рядом изложение и сочинение? Во-первых, в изложении сталкиваются как бы две на первый взгляд противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Во-вторых, изложение и сочинение относятся к упражнениям комплексного характера. В-третьих, в процессе обучения связной речи изложения и сочинения объединяют все группы формирующихся речевых умений. В-четвертых, связь обеспечивает условия для осознанного переноса знаний и умений с одного вида работы с текстом на другой.
Перспективность системы – это умение заглянуть вперед, это знание тех трудностей, которые встретятся учащимся в их дальнейшем обучении, и умение предусмотреть подготовку к преодолению этих трудностей в работе.
Речь как средство общения направлено на решение коммуникативной функции языка, это школа социальной жизни, постоянно включающая ученика в систему отношений между людьми. Речь – это учебная, познавательная деятельность учащихся, организуемая, руководимая учителем, опирающаяся на чтение и изучение грамматики, направленная на совершенствование, обогащение коммуникативных умений и навыков оформления и выражения своих мыслей, чувств, побуждений (М.Р.Львов).
Современное школьное образование призвано обеспечить разностороннее овладение речью. В этом случае речь исполняет роль инструмента познания, приобщает обучающихся к искусству, вводит школьников в общественную деятельность. В зависимости от ситуации и цели высказывания ученик использует различные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо). В методике обучения связной речи определено множество упражнений как устного, так и письменного характера. Среди которых основной принято считать работу над изложением и сочинением. Работа с данными упражнениями имеет свои сходства и различия. Проводя работу по подготовке к изложениям и сочинениям, учитель придерживается определенных правил и требований: уяснение цели упражнения, проработка материала, композиционное деление текста, подготовительные беседы, логика изложения мысли.
Однако успех работы по развитию речи от следующих основных причин: от внимания к слову и к образцам русского языка, организации речевой практики обучающихся, умений учителя опереться в развитии речи на теорию языка, грамматику. Успех в овладении речью – это, в конечном итоге, залог успеха во всем школьном обучении и развитии детей, через речь школьники открывают широкий мир науки и жизни. Организованная, систематическая работа по учебнику во многом определяет успех обучения – теоретического, и практического.
Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств
у детей младшего школьного возраста
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явили ...
Формирование предметной отнесенности слова
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом воз ...
Лингвистический аспект логичности
Несмотря на то, что в методике преподавания иностранного языка необходимость развития логичной речи является аксиомой, при исследовании проблемы обучения культуре иноязычного общения само понятие логичности нуждается в уточнении. Чаще всего под логичностью речи понимают последовательность выражения ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.