Педагогика и образование » Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе » Методика работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных классов

Методика работы по развитию письменной связной речи обучающихся начальных классов

Страница 1

Развитие речевой деятельности является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. В тоже время программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся, которые формируются на протяжении четырех лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики, правописания и развития речевой деятельности.

Разнообразие методов и приемов по развитию связной речи представлено в методической литературе в широко и разнопланово. По работе с текстом Н.А. Ипполитова, С.А. Котельникова, Л.А. Ходякова обращают внимание на характерные ошибки, возникающие в работе у детей, указывает на пути их устранения, предлагается изложение с перегруппировкой материала. Авторы считают, что необходимо целенаправленно использовать текст в качестве дидактического материала при обучении школьников грамотному письму, а также в повышении уровня речевой культуры учащихся.

В.И. Стативка видит особенность подхода к обучению сочинению-описанию в том, что основой для формирования умения находить «то нужное», осуществлять выбор элементов содержания и приемов развертывания текста, нужно углублять знания школьников об интеграции текста.

Н.К. Иванкина раскрывает сущность методических приемов для формирования связной письменной речи младших школьников.

Процесс овладения письмом, восприятия речи на слух, умения правильно выразить свою мысль в письменном виде дается детям трудно. Как сделать работу по этой теме более продуктивной, интересной живой рассматривает В.Ф. Шашковой. Автор предлагает использовать в работе по развитию речи опорные схемы, в результате которой даже слабые дети успешно справляются с написанием диктантов, сочинений и изложений.

Однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознание детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, по мнению Л.Ф. Король нужно использовать различные виды творческих работ. К ним относится творческое списывание, творческий диктант, творческое изложение, творческое сочинение. Начинать следует с упражнений репродуктивного характера, где работа с меньшей долей самостоятельности. Каждый вид творческой работы является ступенькой к сочинению. Творческие сочинения разные по видам (сочинения по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картине) позволяют учителю добиться повышения грамотности учащихся, закрепления их знаний, развития устной и письменной речи.

Практика работы педагогов школы показывает, что учителя проводят различные виды работ по развитию речи учащихся. На уроках, когда пишется коллективное сочинение, используется прием сотворчества – учитель предлагает поработать над созданием текста всем вместе. Коллективное сочинение строится в порядке от первого предложения, затем с учетом первого предложения составляется последующее, и так далее. При этом своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, контролируется развитие темы. По мере продвижения делаются записи на доске и в тетрадях учеников. По завершению работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается. В этом случае ценность коллективного сочинения как разновидности речевой деятельности состоит в том, что оно помогает школьнику найти форму самовыражения: если одному трудно передать в словах то, что он увидел и почувствовал – помогут товарищи. Для этого нужно найти один и тот же замеченный всеми объект описания или повествования, одни и те же картины природы ли одни и те же события жизни. Тогда в коллективное сочинение каждый ученик внесет свои краски и чувства, свое отношение и видение.

Анализ методической литературы позволяет классифицировать разнообразие методов и приемов развития речи с учетом формируемых умений (согласно данным таблицы 1).

Таблица 1 – Методы и приемы развития речи младших школьников

Группа методов

Приемы

Формируемые умения:

имитативные

– анализ образцовых текстов,

– синтез собственных языковых конструкций,

– поисковая деятельность,

– обобщение,

– творческие работы,

–все виды пересказа

– связанные с пониманием, раскрытием темы сочинения;

– подчинить свое сочинение определенному замыслу

– собирать, накапливать материал

– в языковой подготовке текстов

– составлять текст

–совершенствовать написанное.

коммуникативные

-создание речевых ситуаций,

-ролевые игры,

-словесное рисование,

-ведение дневников,

-создание сюжетов по воображению,

-творческие попытки в различных литературных жанрах.

конструирования текста

– словарная работа

– работа над словосочетанием

– работа над предложением

– логическая работа

– упражнения, опирающиеся на теорию текста

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Теоретическое обоснование методики логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией
Теоретической основой логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией явилось современное понимание процесса овладения детьми грамматическим строем речи в норме. Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекци ...

Анализ предметной системы обучения и необходимость ее модернизации на основании интегрирования предметов
Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она создана в начале интенсивного развития и дифференциации наук, быстрого увеличения знаний в разных областях человеческой деятельности. Дифференциация наук привела к ...

Системы передачи в образовании
Любое обучение стимулируется средой. Конечно, иногда люди учатся без непосредственного влияния извне. Всем знакомы внутренние размышления, приводящие к инстинктивному знанию. Однако такой тип мышления зависит прежде всего, от полученных ранее стимулов. Само по себе понятие обучения предполагает нал ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2421