Педагогика и образование » Социально-личностное развитие слепоглухих детей » Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками

Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками

Страница 1

Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения, прежде всего, связан с жизнью ребенка в коллективе. В условиях воспитания в специальном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения детей, имеющих нарушения зрения и слуха, принадлежит взрослым.

Слепоглухие дети в возрасте двух-трех лет недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в одиночку. Одна из задач взрослых на этом этапе – воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и занятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их.

Дети в возрасте четырех-пяти лет испытывают к общению со сверстниками больший интерес. Особенно резко возрастает потребность в контактах с другими детьми у детей шести-семи лет. Для слепоглухих детей личностно значимой является сфера отношения к сверстникам, своим соученикам.

В процессе общения дети обмениваются информацией, организуют совместную деятельность, распределяют обязанности и действия. Выделяются дети-лидеры, которым подражают другие ребята. Однако нередко в группах бывают дети, с которыми не дружат другие ребята, демонстрируя равнодушие или даже негативное отношение к ним, не принимая их в общие игры. Есть сферы, отношение к которым еще не сформировалось или же оно противоречиво, амбивалентно: таково отношение к сверстникам. Задача взрослых – помочь этим детям найти друзей, во время игр так распределить роли, чтобы безынициативные ребята могли выступить в главных ролях, вступая в различные отношения с другими детьми. Взрослые поддерживают сотрудничество детей в совместных играх, рисовании, конструировании, в некоторых случаях предлагая детям для выполнения коллективной работы организоваться небольшими группами, парами, учитывая при этом межличностные отношения детей и их индивидуальные особенности.

Использование игровых ситуаций имеет большое значение для формирования межличностных отношений ребенка со сверстниками. Приведем в качестве примера некоторые игры.

Игра «Дома» (играют два ребенка – мальчик и девочка)

Несколько детей собирают каркас 4‑комнатной игрушечной квартиры из специального конструктора, приносят набор кукол – членов семьи. Мальчик кладет «папу» на диван рядом с телевизором. Потом «папа» встает и передвигает мебель в комнате. Мальчик сажает «папу» и «дедушку» на диван. Хочет взять куклу – «бабушку», но девочка объясняет, что бабушка уехала и не дает куклу. «Папа» снова переставляет мебель. Наконец, выпросив бабушку, мальчик укладывает ее в кровать. Девочка вступает в игру и говорит, что «бабушка» умерла. Мальчик вытаскивает «бабушку» из кровати и кладет на стол, рядом с макетом квартиры. Девочка берет куклу «маму» и изображает ее горе: «мама» падает грудью на стол, а потом лежит на диване лицом вниз. Мальчик показывает мимикой, как плачут «дедушка» и «папа». «Мама» просит у «папы» денег и уходит. «Папа» ложится спать. «Мама» приходит и будит «папу». «Мама», «папа» и «дедушка» садятся за стол и едят.

Игра «Больница» (играет группа детей, помогает педагог)

Педагог с помощью детей расставляет на столе игрушечную мебель. Дети приносят кукол, изображающих членов семьи (маму, папу, дочь, дедушку и бабушку). Педагог при помощи игрушек инсценирует ситуацию, которая имела место у нее дома, накануне: «Когда дети с мамой и папой ушли гулять, бабушка упала дома и сломала ногу. Мама вернулась домой раньше, увидела, что бабушка лежит на полу и не может встать, вызвала скорую помощь по телефону. Приехал врач, осмотрел бабушку, сделал ей укол, и бабушку увезли в больницу».

Потом педагог предлагает детям поиграть в больницу. Сначала играют один ребенок и педагог. Девочка изображает себя больной, она лежит в кровати с завязанными глазами после операции, ее тошнит, у нее болят глаза. Врач делает ей укол. Потом в игру включается еще одна девочка, которая играет роль мамы. Она приходит к дочери, приносит ей сок и фрукты, обнимает, ласкает. Затем постепенно и другие дети с помощью педагога включаются в игру. Еще одна девочка изображает роль медицинской сестры, а мальчики – других больных в соседней палате – для мальчиков.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Значение строительных игр для развития детей старшего дошкольного возраста
В строительных играх детей старшей группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и средней групп. Игры детей шестого года жизни отличаются более широкими и разнообразными замыслами. В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализац ...

Особенности учебной деятельности младшего школьника
Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во всей системе его отношений с взрослыми и сверстниками, тем сильнее в ребенке укрепляется сознание сво ...

Методика "Несуществующее животное"
Цель исследования: выявить скрытые, завуалированные стороны личности учащихся, степень агрессивности, уровень развития творческих способностей Материал и оборудование: чистый лист бумаги, карандаши (краски). Инструкция испытуемому: "Нарисуйте на листке бумаги животное, которое не существует в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.011