Это задание можно усложнить: "Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4, 5, 6 и т. д.) кружка ("печем блины") или ромба ("делаем клумбы")", т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. "Нарисуй все эллипсы в рядок ("огурцы на полке") или равнобедренные треугольники в колонку ("елочка выросла")", причем можно еще предлагать второе условие: "так, чтобы они не касались друг друга" или, наоборот, "чтобы они зацепились друг за друга" ("цепочка"). Кто нарисует больше фигур на одной страничке, но так, чтобы они касались друг друга. Это "портняжное" задание -- как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков?
Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?). Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами. Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, а на углах фигуры особенно. Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш -- дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?
3. Раскрась фигуру цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный "секрет", узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в 3 -- 4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите "передать секрет". Малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим "секрет" и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот "секрет" ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и он будет помнить его всю жизнь. Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это "солнышко", то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и свои поэтому решения. -- Что это у тебя будет? -- можете спросить у него. -- Как ты хочешь покрасить? Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших -- им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей. Кроме сплошной штриховки фигур можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом -- вертикально, в третьем -- наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками. Все эти виды штриховки -- великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуются движения обязательно "от линейки до линейки", определенный наклон линий, точное соблюдение формы букв, т. е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.
Основные этапы развития геометрического образования в советской школе
Советский период развития школьного геометрического образования: преподавание геометрии в советской школе впитало в себя содержательные и в меньшей степени методические традиции российской школы благодаря как непосредственному использованию на практике учебника А.П. Киселева и его последующих редак ...
Особенности психолого-педагогического
подхода к оценке результатов обучения
Адаптивность системы образования требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося. Учение в условиях компетентностно-ориентированного образования становится преимущественно активной самостоятельной деят ...
Дошкольный возраст
За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каж ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.