Педагогика и образование » Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольника » Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры для дошкольников

Страница 5

4. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например: эллипс -- синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет -- 2 -- 3 мм). -- Как это делают два эллипса? -- удивитесь вы. -- Снаружи -- синий, а внутри -- красный? Давай попробуем сделать такой же! И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, какие даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой -- 1-й контур сделать по рамке, а 2-й от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству 2-й контур будет уступать 1-му. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно 2-й контур сделать с помощью линейки. Можно, сделав 1-й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда 2-й контур может выйти таким же, как 1-й, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми Друг относительно друга. Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать 2-й контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой -- в толщину карандаша.

И наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром 5-- 6 мм и толщиною 1 -- 2 мм. Тогда оба контура делают по рамке, но 1-й --карандашом, как обычно, а 2-й, вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и иные способы.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше двух контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например в последовательности цветов в радуге, и т. п.

5. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но, чтобы ребенок понял, что в них ценится, ему надо показать несколько образцов

6. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется. -- Правильно! -- одобрительно встречают "зрячие" узнавание фигуры, и малыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным тоном говорят "налево", и малыш кладет ее слева ("направо" и "налево" считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, можно играть "кто больше узнает фигур на ощупь", "кто скорее их узнает" (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях. Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

7. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз можно дать только 1 -- 3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.

8. Разложи рамки и вкладыши по сортам. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до 10 и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. "Сорт" здесь определяется числом углов в фигуре. Например, надо в один ряд отобрать все треугольники, затем в другой ряд -- четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т. д. Это задание на классификацию фигур дает малышу представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх и у некоторых малышей создает даже подобие "системного подхода", стремление расположить предметы по какому-то порядку: матрешки -- по росту, части квадратов -- по цвету, карточки -- по числу точек на них, кубики -- по числу красных или синих граней на каждом, пластины металлического "конструктора" -- по числу отверстий в них и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ДОУ № 32 «Рябинушка». В эксперименте принимали участие 2 группы детей в возрасте 5,5 - 6 лет – экспериментальная и контрольная. Количество детей каждой группы – 20 человек. Гипотеза исследования: целенаправленная организация изобразительн ...

Понятие метода обучения с позиции разных авторов
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности ...

Стадии дидактической игры
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Воз ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0103