Педагогический эксперимент по проверке эффективности влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился в МОУ СОШ № 32 г. Магнитогорска.
Для реализации условий по повышению эффективности профориентации учащихся и проведению эксперимента были выбраны два класса - 9 «А» и 9 «Б». Потому что именно в девятом классе перед учащимися в первый раз встает задача профессионального самоопределения. Он решает продолжать обучение в школе или начать овладевать какой-либо специальностью. Именно в этот период и нужно помочь школьнику сделать выбор, определиться с будущей профессией.
Наш эксперимент заключается в следующем:
Для участвующих в эксперименте были разработаны групповые и индивидуальные занятия, целью которых была профессиональная ориентация учеников.
в 9 «А» классе
-занятия по профориентации проводились систематически, один в раз в течение полутора месяцев, всего шесть занятий;
-на уроках по профориентации использовались: ролевые и карточные игры, игровые упражнения, профессиональная диагностика и профессиональное просвещение;
-на уроки по профориентации приглашались родители, которые вместе со своими детьми играли в профориентационные игры;
Методика проведения занятий по профориентации в 9 «А» классе:
Занятие 1
Ознакомление учащихся с целью, задачами, методами проведения данных занятий, с тем, чем они будут заниматься и зачем им все это нужно.
Проведение первоначальное анкетирование учащихся по определению их профессионального выбора.
Задание на дом: составление по схеме профессиограммы той профессии, которая является для них наиболее привлекательной, или профессии, которой они собираются овладевать.
Схема составления профессиограммы:
1. Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в профессии);
2. Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);
3. Содержание и характер труда, предмет, средства и результат труда;
4. Связь с другими специальностями, уровни автоматизации и механизации;
5. Необходимые общие и специальные знания и умения;
6. Требования, предъявляемые профессий к работнику;
7. Психологическая характеристика труда (его привлекательные и не привлекательные стороны, трудности в работе, творческий характер труда);
8. Условия труда (санитарно-гигиенические, экологические, оплата труда, отпуск, льготы, возможность роста);
9. Сведения о возможности получения профессии.
Занятие 2
Проведение методики по профессиональному самоопределению личности «Методика Лачинса»
1. За одну минуту учащиеся пишут одну и ту же фразу: «В поле уж таял снег». Фразы пишутся друг под другом, пока не кончится время (1 мин.). Как только учитель скажет: «Стоп», учащиеся перестают писать, даже если остановились на середине слова. Учащиеся пишут фразы своим привычным почерком. По окончании времени подсчитывается общее количество букв (П 1).
2. Пишут ту же фразу, только печатными буквами, также за одну минуту. Подсчитывается количество букв (П 2).
3. Учащиеся пишут первую букву фразы прописной (своим почерком), вторую - печатной, чередуя. И так каждую строчку. Считают буквы (П 3).
4. Теперь каждую букву фразы учащиеся пишут по два раза: «ВВ ппооллее уужж .», и так далее. Считают буквы (П 4).
5. По формуле считается среднее значение:
6. Считают показатель ригидности нервных процессов:
7. Если Rp <0,5 - показатель ригидности нервных процессов характерен для инертного типа.
Если Rp > 0,7 - показатель очень высокой пластичности нервных процессов, человек умеет управлять своими эмоциями, если 0,5<Rp<0,7 - показатель пластичности нервных процессов, характерен для подвижного типа (17, с. 20- 22).
Проведение методики «Тепнинг-теста» на определение типа нервной системы
Проект Локка о рабочих школах
Выше мы уже отмечали отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов, которые, по его мнению, способны только на то, чтобы «с ловкостью и проворством обкрадывать фруктовые сады». Это нескрываемое презре ...
Теория свободного воспитания и метод естественных последствий
по работе Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
Роман "Эмиль" отразил общие взгляды Руссо на мир. Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения. В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику орг ...
Роль ученического самоуправления в развитии личности
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию боле ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.