Педагогический эксперимент по проверке эффективности влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился в МОУ СОШ № 32 г. Магнитогорска.
Для реализации условий по повышению эффективности профориентации учащихся и проведению эксперимента были выбраны два класса - 9 «А» и 9 «Б». Потому что именно в девятом классе перед учащимися в первый раз встает задача профессионального самоопределения. Он решает продолжать обучение в школе или начать овладевать какой-либо специальностью. Именно в этот период и нужно помочь школьнику сделать выбор, определиться с будущей профессией.
Наш эксперимент заключается в следующем:
Для участвующих в эксперименте были разработаны групповые и индивидуальные занятия, целью которых была профессиональная ориентация учеников.
в 9 «А» классе
-занятия по профориентации проводились систематически, один в раз в течение полутора месяцев, всего шесть занятий;
-на уроках по профориентации использовались: ролевые и карточные игры, игровые упражнения, профессиональная диагностика и профессиональное просвещение;
-на уроки по профориентации приглашались родители, которые вместе со своими детьми играли в профориентационные игры;
Методика проведения занятий по профориентации в 9 «А» классе:
Занятие 1
Ознакомление учащихся с целью, задачами, методами проведения данных занятий, с тем, чем они будут заниматься и зачем им все это нужно.
Проведение первоначальное анкетирование учащихся по определению их профессионального выбора.
Задание на дом: составление по схеме профессиограммы той профессии, которая является для них наиболее привлекательной, или профессии, которой они собираются овладевать.
Схема составления профессиограммы:
1. Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в профессии);
2. Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);
3. Содержание и характер труда, предмет, средства и результат труда;
4. Связь с другими специальностями, уровни автоматизации и механизации;
5. Необходимые общие и специальные знания и умения;
6. Требования, предъявляемые профессий к работнику;
7. Психологическая характеристика труда (его привлекательные и не привлекательные стороны, трудности в работе, творческий характер труда);
8. Условия труда (санитарно-гигиенические, экологические, оплата труда, отпуск, льготы, возможность роста);
9. Сведения о возможности получения профессии.
Занятие 2
Проведение методики по профессиональному самоопределению личности «Методика Лачинса»
1. За одну минуту учащиеся пишут одну и ту же фразу: «В поле уж таял снег». Фразы пишутся друг под другом, пока не кончится время (1 мин.). Как только учитель скажет: «Стоп», учащиеся перестают писать, даже если остановились на середине слова. Учащиеся пишут фразы своим привычным почерком. По окончании времени подсчитывается общее количество букв (П 1).
2. Пишут ту же фразу, только печатными буквами, также за одну минуту. Подсчитывается количество букв (П 2).
3. Учащиеся пишут первую букву фразы прописной (своим почерком), вторую - печатной, чередуя. И так каждую строчку. Считают буквы (П 3).
4. Теперь каждую букву фразы учащиеся пишут по два раза: «ВВ ппооллее уужж .», и так далее. Считают буквы (П 4).
5. По формуле считается среднее значение:
6. Считают показатель ригидности нервных процессов:
7. Если Rp <0,5 - показатель ригидности нервных процессов характерен для инертного типа.
Если Rp > 0,7 - показатель очень высокой пластичности нервных процессов, человек умеет управлять своими эмоциями, если 0,5<Rp<0,7 - показатель пластичности нервных процессов, характерен для подвижного типа (17, с. 20- 22).
Проведение методики «Тепнинг-теста» на определение типа нервной системы
Принципы автоматизации составления учебных планов вузов
Эффективное управление процессом обучения возможно только при выполнении целой системы требований, предъявляемых к нему. Эти требования относятся, прежде всего, к качеству выпускаемых специалистов. Цель выступает как основной критерий отбора всех средств и методов организации учебно-воспитательного ...
Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем
обучения
В настоящее время при поступлении ребенка в школу главная задача обучения состоит не только в передаче определенного набора стандартных знаний, умений, навыков, но и в развитии личности в целом. Как мы уже выяснили, что наиболее важным компонентом формирующейся личности в школьный период является с ...
Содержание методики исследования словоизменения существительных у младших
школьников
В основу этой методики положен психолингвистический подход. Исследование проводилось в первой половине дня индивидуально с каждым ребёнком. Оно состояло из серии заданий, которые выполнялись в системной последовательности, с указанием цели, материала, инструкции логопеда, хода выполнения задания ре ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.