Школа С.Френе
Особенности организации
В школе С. Френе:
- нет обучения, а есть решение проблем, экспериментпрование, пробы, анализ, сравнение,
- нет домашнего задания, постоянно задаются вопросы – дома, на улице в школе,
- нет оценок, но определяются личные успехи – через самооценивание детей и педагогов,
- нет ошибок – бывают недоразумения, разобрав их вместе, можно их недопустить,
- нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы,
- нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, спроектированные педагогом вместе с детьми,
- педагог никого не воспитывает, не развивает, а принимает участие в решении общих проблем,
- нет правил, но классом управляют принятые самими детьми нормы общежития,
- нет поучительной дисциплины, но дисциплинирует само чувство собственной коллективной безопасности и общего движения,
- нет класса в общем понимании, а есть детско-взрослое общество.
Особенности методики
Метод проектов: группа создает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (даже самые фантастические). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты задевают или нарушают волю других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить относительно другоого ученика как учитель.
Класс – открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Приветствуется кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование.
Самоуправление: создается кооператив, во главе которого стоит избирательный совет, руководящифй самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на детское самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших каждый день, у старших реже, по мере надобности.
Культ информации: важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их приобрести, Информация есть в книжках, аудиовизуальных и компьютерных средствах, но преимущество отдается личному общению с тем, кто обладает информацией.
Самовыражение личности ребенка тоже связано с информацией: дети пишут сочинения на вольную тему, сами делают типографский набор, изготовляют клише, издают книжки.
Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских вольных текстов, которые дети пишут и прилюдно читают. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его и затем переписывают.
Планирование: учебники в школе заменены особыми карточками, в которых есть блок информации, конкретное задание или контрольный вопрос. Ученик выбирает себе определенный набор карточек (индивидуальная программа обучения). Каждый создает с помощью учителя индивидуальный учебный план, в который включены все виды его работы.
Культ труда: в школе создается кооператив, членами которого являются все ученики. В режиме дня предусмотрена работа в мастерских, саду, коровнике. Кооперативом управляет избирательный совет, раз вы неделю проходят общие собрания. Большое внимание уделяется гласности. Каждый заполняет четыре столбца листа-газеты: «я сделал», «я хотел бы», «я хвалю», « я критикую».
Культ здоровья: забота про здоровье ребенка связана с движением, физической нагрузкой, вегетарианским режимом, методикой. Высший уровень – гармония отношений с природой.
Свои практические рекомендации С.Френе адресовал малокомплектной сельской начальной школе, но идеи, борьба с рутиной и отсталостью традиционной системы обучения, делают технологию Френе актуальной для всех видов учебных заведений
Школа США
Кластер скул – «справедливое общество»
«Ты – ценность»,- попадается на глаза плакат, а рядом портреты лучших учеников года, а еще дальше – детские поделки, картинки, игрушки. Всюду слышен смех, сияют лица учителей и детей улыбками…
В прессе США, стране, которая задает тон западной педагогике, часто можно встретить слова: «партнерство, «сотрудничество», «кооперация». В США сейчас популярна идея создания «более мягкой и доброй державы», которой соответсвует и другой тип школы. Внимание сосредотачивается на сотрудничестве, а не на соревновании, на индивидуальном развитии личности, а не на профессиональной подготовке. Одним из вариантов является «справедливое общество».
Первое такое общество родилось в 1974 году в Бостоне (кластер скул). В середине обычной средней латинской школы возникла своеоброазная школа, в которую входили 18 негров, 18 белых детей, собранных вместе на основе дисциплинарных провинностей и отсутствия академических успехов.
Идея и «алгоритм» создания «справедливых сообществ» принадлежит американскому психологу Л.Кольбергу (1927-1987). Он писал, что воспитание с помощью продвижения личности от нижней к более высоким ступеням морального развития является «воспитание справедливости в универсальном и общекультурном значении этого слова».
Психолого-педагогические аспекты при решении задач с параметрами в средней
школе
«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» - писал Я.А. Коменский в «Великой дидактике». Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических при ...
Сущность и понятие профессионального самоопределения школьников
В философии «самоопределение» определяется как понятие этики и рассматривается как «деятельное отношение к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту эстетических ценностей от того, что им угрожает». Методологические основы психологического подхода к пробле ...
Использование подвижных игр на занятиях
Место и количество тех и других игр, игровых упражнений в режиме дня должно быть предварительно спланировано на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития учеников. В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.