В начале 20 века в России началась разработка методов диагностики, направленных на выявление речевых нарушений у детей (для детей – группой врачей-энтузиастов – были открыты вспомогательные классы и школы).
Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.
Нарушение речи у ребёнка может быть вызвано многими причинами как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам нарушения речи относятся органические причины (внутриутробные инфекции; различные родовые травмы; интоксикации; наследственность) и функциональные (различные психогенные факторы; психические травмы, особенности системы высшей нервной деятельности; ЗПР, умственную отсталость и др.). К социальным причинам относят: психический фактор, речевое окружение, билингвизию. Также для речевых нарушений характерны следующие особенности:
– они не соответствуют возрасту говорящего;
– они не являются диалектизмами, безграмотностью и выражением незнания языка;
– связаны с отклонениями в функционировании психофизических механизмов речи;
– носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;
– требуют определенного логопедического воздействия;
– часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое состояние ребенка и его развитие.
Современная клинико-педагогическая классификация, разработанная в 20–30-е годы 20 века М.Е. Хватцевым, Ф.Ф. Рау, О.В. Правдиной, включает в себя описание следующих основных нарушений речи:
– алалия – системное недоразвитие речи в следствии органического поражения речевой зоны коры головного мозга, так называемый центр Верники (речевой анализатор, отвечающий за понимание, переработку, сенсорное восприятие); бывает моторная (ребенок слышит, но не может сказать) и сенсорная (говорит, но речь другого человека не понимает);
– дизартрия (анартрия – тяжелая степень дизартрии) – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное нарушением иннервации мышц речевого аппарата; 80% дизартрии встречается у детей с ДЦП;
– брадилалия – патологически замедленный темп речи (низкий порог возбуждения);
– дислалия (фонетическое нарушение речи) – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации (нервное питание) мышц речевого аппарата; бывает механическая (неправильный прикус, подъязычная связка) и функциональная (нарушение фонематического слуха). Данные нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков родной речи: искажение их произношения, замена одних звуков другими, смешение звуков либо их пропуск (как отмечает Р.И. Мартынова, при фонетическом нарушении речи у ребёнка отклонений психического развития не наблюдается);
– дисфония – частичное нарушение голосообразовательных функций; бывает органическая (врожденная, травмы и т.д.) и функциональная (хронический ларингит, переходной возраст и т.д.);
– заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата; механизмом заикания является возбуждение и торможение нервной системы;
– ринолалия – нарушение звукопроизношения, тембра, голосообразования в следствии анатомо-физиологических дефектов строения речевого аппарата; бывает открытая (врожденная расщелина твердого нёба) и закрытая (скрытая врожденная расщелина твердого нёба; расщелина мягкого нёба);
Анализ методических рекомендаций и обоснование
направления коррекционно-развивающей работы для преодоления нарушений письма
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности п ...
Воспитательная роль педагогического взаимодействия в становлении
индивидуальности подростка
Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно по внутренним спонтанным законам. Оно неразрывно связно с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или не развития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как общес ...
Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности,
самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.