Чтение является одним из разделов программы по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Основные положения программы, как правило, изложены в «Объяснительной записке» и конкретно сформулированы в самой программе. Программой сформулированы основные задачи обучения чтению, а также содержание чтения, определяемое воспитательными целями школы и требованиями к умениям и навыкам, сгруппированные для каждого класса в соответствующие статьи.
Гуманизация образования способствовала тому, что появилось несколько тенденций в начальном обучении чтению, появилось несколько учебных программ по чтению для начальных классов. Далее вкратце проанализируем их с точки зрения поставленной проблемы.
Программа «Литературное чтение» для 2-4 классов четырехлетней начальной школы (авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и др.) строится на литературном материале. Эта программа по чтению ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности.
Параллельно с формированием беглого чтения учащиеся в течение всех лет обучения овладевают приемами осознанного чтения, постигают смысл прочитанного, обобщать и выделять главное, решая разнообразные коммуникативные задачи, обучаясь переносу приемов устноречевого общения на чтение текстов. Содержание данной программы ориентирует детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателя, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительности речи и чтения происходит на протяжении всего курса.
Таким образом, курс литературного чтения по данной программе нацелен на решение ряда задач, одной из первых является развитие у детей «способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное».
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева предлагают программу «Чтение и начальное литературное образование». Авторы программы отразили основные направление работы, включая разделы «Техника чтения», «Формирование приемов понимания прочитанного»
Содержание программы по разделу «Формирование приемов понимания прочитанного» составлено так, что с 1 класса формируется умение разъяснять заглавие текста, внимание к оттенкам лексического значения слов, ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Со 2 класса учащиеся должны сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи; учатся понимать скрытый смысл заголовка и т.д.
В 3 классе кроме этого у учащихся развивается умение выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли; отвечать на предварительные вопросы к тексту и т.д.
В 4 классе совершенствуется техника чтения и приемы понимания прочитанного: учатся прогнозировать содержание текста по заголовку, проводить «диалог с автором» в процессе чтения; формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста и т.д.
О.В. Джежелей составила программу «Чтение и литература». Цель данного курса включает в себя формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой. Основой предмета является принцип развития речи, следовательно, данный курс может осуществляться параллельно с уроками русского языка. Автор пишет: «Специфика курса заключается в четком разграничении подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги…».
В практическую реализацию программы в сформированность навыка чтения включается работа над сознательностью и правильностью в связи с выразительностью чтения. «Выразительность – при первичном знакомстве с текстом – соблюдение смысловых интонаций, регламентируемых знаками препинания; овладение простейшими приемами регулирования темпа чтения; на основе умения самостоятельного осознания текста выделять смысловые паузы и читать диалоги с учетом характера персонажа», - пишет О.В. Джежелей.
В.А. Левин – автор программы «Начальное литературное образование».
Цель и задачи данного курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в процессе литературного образования и заключаются в приобщении младшего школьника к искусству. Весь курс разбит на четыре ступени, которые охватывают содержание художественного развития младшего школьника. На каждой из этих ступеней параллельно решением основных задач ведется работа над выразительностью чтения, как возможности передачи своих переживаний и чувств автора.
Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе
В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене. Программы духовно – нравственного воспитания с 1 –го по ...
Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и
методов организации учебного процесса
Основными видами организации профессионального обучения во Франции являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебн ...
Цели трудового воспитания в современной школе
Цели трудового воспитания в современной школе таковы: привитие любви к труду; привитие уважения к людям труда; ознакомление школьников с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирование в процессе обучения и общественно полезной работы трудовых навыков ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.