Литературное образование побуждает школьника на более высоком уровне овладеть различными речевыми умениями и навыками. Освоение средствами и навыками речевого общения, освоение средств речевого общения предполагает готовность памяти быстро «находить» нужное слово, языковую конструкцию, интонацию и т.д. Автор придерживается иной точки зрения на восприятие литературы как вида искусства. Он пишет, что «еще В.Г. Белинский предостерегал взрослых от педагогического стремления «растолковать» ребенку прочитанное: старайтесь, чтобы дети как можно менее понимали, но больше чувствовали»
Программа «Азбука словесного искусства» предложена авторами Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко. Данный курс параллельно с развитием техники чтения учит понимать художественный текст. Общая задача курса – «организовать и стимулировать процесс становления читательской позиции младшего школьника» . Работа по этой программе направлена на системный анализ текста.
«Мы полагаем, - пишут авторы программы, - что с первых шагов обучения чтению и параллельно с развитием техники чтения возможно (и в определенной степени необходимо) учить понимать художественный текст» (выделено нами – А.С.). Авторами курса «Азбука словесного искусства» анализ художественного текста рассматривается не как самоцель, а как «средство, помогающее более глубоко, адекватно и в то же время самостоятельно понимать смысл произведения». Они не ставят перед собой цель – работа над выразительностью чтения, но при анализе текста наблюдают за выразительными возможностями словесных высказываний.
Программа «Родное слово» (авторы Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова) отвечает предмету обучения - литературное чтение «Родное слово». Слово выступает в ней как средство повседневного общения, как специально оформленное высказывание (художественное произведение) и как часть культурного наследия народа, передаваемого из поколения в поколение.
В программе выделяют три раздела: техника чтения, работа с художественным текстом и речевое, эстетическое и творческое развитие детей. Курс построен так, что на всех этапах обучения происходит развитие и совершенствование навыка чтения, работа с художественным текстом, формирование навыков понимания текста.
Специально выделен раздел «Изучение языка и речи при работе с текстом». «Речевое развитие рассматривается как одна из важнейших целей начального образования и одновременно как средство развития интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности ребенка», - пишут авторы программы Курс «Родное слово» ориентирован на интенсивное речевое развитие младших школьников. И на протяжении всего курса ведется работа над средствами речевой выразительности.
Проанализировав данные программы, можно сделать вывод, что формированию, развитию и совершенствованию сознательного чтения большое внимание уделяется в программах «Литературное чтение» (авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и др.) и «Родное слово» (авторы Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова).
Понимание значимости чтения как средства развития личности ребенка, как основы формирования общеучебных умений, как инструмента познания, о чем шла речь в предыдущем параграфе, вызвало проблему поиска методических путей формирования у младших школьников интереса к чтению книг, к чтению художественной, научно-художественной, научно-популярной, учебной и учебно-справочной литературы. Эта проблема решается как учеными-методистами, так и учителями-практиками. В результате ими было предложено ряд приемов привлечения внимания ребенка к книге, которые прочно вошли в школьную практику. К ним относятся следующие:
- прямое задание читать ту или иную книгу;
- рекомендательные списки книг;
- выставки книг;
- читательские конференции;
- беседы о книгах;
- выступление старшеклассников перед младшими школьниками;
- использование прочитанного детьми на уроках;
- встречи с авторами книг;
- викторины и олимпиады;
- вечера занимательной грамматики, литературные вечера;
- сочетание рекомендации читать ту или иную книгу с дополнительным заданием составить план, выписать цитаты о том-то, выписать непонятные слова, пояснить текст рисунком и т.п.
- использование на уроках занимательных материалов - загадок, кроссвордов, игр, пословиц, поговорок, как условие ознакомления детей с этим типом художественных, научно-популярных произведений;
Общая характеристика деятельности летнего детского лагеря "Сапфир"
Летний детский лагерь - организованное сообщество людей, находящихся на природе, объединенных общей деятельностью и развивающих взаимоотношения друг с другом через полезные и разнообразные программные мероприятия под руководством обученных сотрудников. Обученные сотрудники необходимы для осуществле ...
Телеприсутствие в телевиртуальной реальности
КВР может использоваться одновременно двумя и более пользователями, которые в рамках этой технологии имеют возможность общаться друг с другом посредством телекоммуникаций. На развитие КВР оказывают влияние не только успехи компьютерных и нанотехнологий, но и развитие телекоммуникационных систем. Ра ...
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по
проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении
окружающего мира
Формирующий эксперимент был разработан согласно педагогическим условиям гипотезы. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Методика проведения контрольного среза аналогична методике проведения констатирующего эксперимента, но с некоторыми изменениями в содерж ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.