При сформированном полноценном навыке чтения, подкрепленном другим видами речевой деятельности (аудирования, говорения, письма), возможна работа над обогащением нравственного опыта детей, формированием эмоционально-познавательного, осознанного отношения к поступкам героев литературных произведений.
Как известно, небогатый еще нравственный опыт младшего школьника обогащается нравственным опытом, почерпнутым из рассказов, сказок, стихов. Активная нравственная позиция может вырабатываться лишь при освоении опыта человеческих отношений, и не обязательно только своих, но и чужих. Например, поступок героя художественного произведения может служить наглядным впечатляющим примером, образцом поведения. Через и посредством литературных произведений учеником не только усваиваются нравственные знания, но и формируются нравственные чувства.
Таким образом, определив для себя возможности уроков чтения в нравственном развитии личности школьника, мы закономерно приходим к выводу о необходимости формировать интерес детей к произведениям литературы с нравственной тематикой, т.е. формировать осознанное эмоционально-познавательное отношение (выделено нами – А.В.) к нравственным поступкам, потребность понять этот поступок, внутренне пережить его.
Учитель ставит перед собой задачу воспитать не просто читателя, а эмоционально отзывчивого читателя, умеющего сопереживать, активизировать свои чувства. Переживание нравственных ситуаций, как известно, способствует превращению нравственных знаний в нравственные убеждения, которые определяют направленность действий, поведение личности.
Итак, для определения путей решения этих задач нам необходимо было определить возрастные особенности восприятия младшими школьниками нравственных ситуаций в рассказе. С этой целью было проведено экспериментальное исследование в 1 и 4 классе, задачей которого стало определение эмоционального восприятия нравственной коллизии в рассказе Проведенное нами исследование по восприятию младшими школьниками рассказов с нравственной тематикой позволило выявить некоторые особенности в понимании поступков и эмоциональных состояний литературных героев учениками I и IV классов.
Литературные произведения нравственной тематики многообразны по своему содержанию и художественным приемам. Одни авторы предъявляют нравственный конфликт прямо и открыто, оставляя на суд читателя оценку этого явления; другие — предлагают самим выделить нравственную ситуацию. В целом же восприятие нравственных произведений предполагает и понимание его, ибо восприятие всегда осмыслено и обобщено.
Кроме того, понимание произведения не ограничивается лишь выделением нравственного конфликта и его оценкой, но и, как основной компонент, включает также понимание юным читателем переживаний героев. Восприятие рассказа, обогащенное сопереживанием маленького школьника к действующим лицам, активизирует нравственные чувства, пробуждает интерес к литературным произведениям нравственной тематики.
Исходя из этого мы должны были решить следующую задачу:
1) выявить возрастную динамику понимания нравственных поступков;
2) выявить возрастную динамику понимания эмоционального состояния литературных героев учениками начальных классов.
Этот рассказ мы предъявили испытуемым включительно до фразы «ошибку допустила». Последняя часть рассказа, где описаны эмоции героев, испытуемым не зачитывалась. Школьникам предлагалось:
1) выделить и оценить нравственную ситуацию;
Социальная дезадаптация
Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность. Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицательных чер ...
Понятие “коллектив”
Латинское слово «коллективу-с» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «кол ...
Размещение объектов в уголке природы
В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.