— А вы поверили Кукушке и Петуху? Почему вы не поверили, что они замечательные певцы?
— Не поверил, потому что они неправдиво говорили. Видно, что они лгут. На самом деле они не так уж красиво и поют.
— Как же они поют на самом деле? (Включается грамзапись.)
— А кто слышал пение соловья? (Опять включается грамзапись.)
Учитель подводит итог работе:
— Какова главная мысль басни?
При сообщении новой темы учитель рассказывает о разных персонажах басен И.А. Крылова, вместе с учениками вспоминает басни, прочитанные в I и во II классе. Затем учитель предлагает детям прочитать трудные слова, помещенные на плакате, попытаться объяснить их значение (пленить, вещунья, плут) и только после этого переходит к чтению новой басни.
Учитель читает так, чтобы передать иронию автора, показать льстивость речи Лисицы и насмешку над глупостью Вороны. Закончив выразительное чтение, учитель обращается к классу с вопросами:
— Что понравилось? Что показалось смешным?
Дети отвечают: «Смешным показалось то, что Ворону называют красавицей»; «Смешно, как она «каркнула во все воронье горло».
Перед чтением текста учащимися про себя учитель конкретизирует задание:
— Будем учиться читать басню и подумаем над тем, какова ее главная мысль. После самостоятельного чтения (чтения «про себя») проводится чтение вслух.
Далее следует настоящий литературный анализ басни:
— Как вы понимаете выражение «Уж сколько раз твердили миру»? Как можно сказать по другому? (Говорили много раз, а все равно не понимают, где лесть, а где правда.)
— Как понимаете выражение «взгромоздясь»? (Тяжело села, некрасиво уселась, развалилась, неуклюже села.) Прочитайте эти строки еще раз. Что звучит в голосе наших ребят? (Недовольство Вороной. Мы видим, какая она некрасивая и неуклюжая.)
— Как хвалит Лисица Ворону? Вы поверили Лисице? Почему? (Не поверили, потому что мы слышали, как «поет» Ворона: громко, некрасиво, неприятно, можно испугаться ее «пения». Ворона в басне некрасивая, неуклюжая, взъерошенная.)
— Прочитайте следующие строчки. Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»? (Как бы перестала дышать, задохнулась от радости.)
— Какой вы представляете себе Ворону? (Глупой, некрасивой, неуклюжей.)
— Кого нам будут напоминать люди, которые любят, когда их напрасно, незаслуженно хвалят?
Завершая разбор, учитель предлагает детям прочитать всю басню и постараться передать в чтении свое отношение к ее героям. Учитель говорит:
— Представьте себе, что это не автор, а вы сами произносите все эти слова. Попробуйте рассказать об этом слушателям.
После чтения зачитываются слова, в которых выражена главная мысль басни — Кукушка хвалит Петуха за то, что Петух хвалит Кукушку.
Затем учитель предлагает прослушать чтение этой басни в исполнении артиста и ответить на вопросы:
— Что понравилось в его чтении? Какие строчки запомнились?
Дети говорят о том, что чтение очень понравилось, потому что артист смеялся над Вороной, хитро читал за Лисицу.
— Какой порок высмеивал артист вместе с автором? (Глупость.)
Учитель дает задание прочитать басню еще раз, причем постараться прочитать так, чтобы было видно отношение чтеца и к Вороне, и к Лисице.
Затем отрабатывается чтение выражения «ворона каркнула во все воронье горло» и предлагается задание:
— Прочитать четко и ясно, усиливая голос на звуке [Р].
— А теперь прочитайте так, как будто вы насмехаетесь над ней, — просит учитель.
Определение понятия
"представление" в отечественной и зарубежной литературе
Представления занимают важное место в психической сфере человека и являются неотъемлемым компонентом познавательной деятельности. Об этом свидетельствуют работы ряда авторов М.С. Лебединского, Е.П. Кок, А.Р. Лурия, Дж.С. Брунер, Ю.В. Борисова, В.М. Навицкая, И.В. Сычевич. В частности концепция о тр ...
Учебные материалы для организации ЕГЭ по информатике
В настоящее время в материалы по ЕГЭ включены разнообразные задания по основным разделам, соответствующие проекту требований к контрольным измерительным материалам ЕГЭ 2012 года, актуальному на данный момент. Рассмотрим некоторые из них. Задания из части А Раздел «Системы счисления» Знания о систем ...
Разноуровневое обучение
Для того чтобы полноценно использовать личностно-ориентированные технологии в школе, обучение должно быть дифференцированным. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные возможности учащихся. Учет индивидуальных различий учащихся можно пон ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.