2) определить эмоциональное состояние Павлика в этой ситуации.
С помощью модифицированной методики Дембо определялась интенсивность предлагаемой эмоции.
Результаты исследования показали следующее:
Ученики и I и IV класса выделяют нравственную ситуацию рассказа: «Павлик поступил неправильно, что списал у Зины задачу», «Павлик поступил неправильно, что не сказал Зине про ошибку». Дети понимают, что в этом случае Павлик нарушает нравственный принцип честности во взаимоотношениях с товарищем. Однако наблюдаются различия в оценке 1-го и 2-го поступка (см. табл. 1).
Таблица 1
Классы |
Ответы детей в % | ||
поступил плохо, т.к. списал у Зины задачу |
поступил плохо, т.к. не сказал Зине про ошибку |
нет плохого поступка | |
I |
72 |
16 |
12 |
IV |
48 |
52 |
— |
Как показывает таблица, к четвертому классу растет число детей, определивших как более В четвертом классе уровень коллективистических взаимоотношений более высок, чем в первом классе. Зачастую из-за ложно понятого товарищества списывание не осуждается, а напротив объясняется как способ взаимопомощи. Поэтому и в нашем исследовании к четвертому классу уменьшается количество ребят, написавших плохим поступок «Списал у Зины задачу». Но зато, как видно из табл. 1, наблюдается резкий подъем количества детей, выделивших как очень плохой поступок «Не сказал Зине про ошибку». Для ученика-четвероклассника становится более значимым не подвести товарища, поступить по отношению к нему честно, пусть даже в ситуации, когда это не выгодно самому.
Рост числа детей, осуждающих поступок Павлика «Не сказал про ошибку», от 16% в I классе до 52% в IV классе показывает, что четвероклассники способны более глубоко разобраться в нравственной ситуации и выделить более значимые нравственные взаимоотношения. «Списал — это поступил нечестно, сам не хотел потрудиться, это сделал плохо для себя, все равно не понял задачу. А не сказал про ошибку — это тоже поступил нечестно, плохо, но здесь он (Павлик) подвел своего товарища, это — хуже», — так рассуждают они.
Для выявления возрастной динамики понимания эмоционального состояния литературных героев в нравственной ситуации мы включили вышеназванную модифицированную методику Дембо. Так как рассказ предъявляется не до конца, т. е. переживания Нины и Павлика не зачитывались детям, то им задавали вопрос: Как ты думаешь, какое настроение было у Павлика, когда учительница похвалила его?
После того, как испытуемые назвали эмоцию определенной модальности, мы просили их на вертикальном отрезке длиной 100 мм отметить крестиком то место на отрезке, которое, по их нению, наиболее точно показывает, какой силы эмоция у Павлика. Нижний конец отрезка соответствует минимальной силе эмоций, а верхний конец — максимальной.
Анализ полученных данных показал, что и в понимании эмоциональных состояний литературных героев в нравственной ситуации есть различие между испытуемыми I и IV классов. Мы выделили критерии, по которым определялись эти различия:
Закономерности протекания инновационными процессами
Инновационный процесс, как любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в соей работе В.Е.Гмурман. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обусловливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально-педагогической среде: нач ...
Методика системы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся
Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей. "Общий принцип исправления ошибок, - говорит Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не ...
Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы
исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ор ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.