Педагогика и образование » Особенности лексической стороны речи у детей 5-6 лет со стертой дизартрией » Содержание и организация исследования лексической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Содержание и организация исследования лексической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева . М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на основании которых были выделены следующие научно – теоретические основы исследования:

- о лексике русского языка, представляющую собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня.

- о развитии лексики в онтогенезе, которое обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

- о систематизации лексики в процессе развития ребенка в систему семантических полей. Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

- о стертой дизартрии, как речевом нарушении, характеризующемся невнятной, смазанной, малоразборчивой речью, обусловленной стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга

- о наличии вторичных нарушений лексического компонента речевой функциональной системы у детей со стертой дизартрией. С точки зрения уровня несформированности лексического и грамматического строя речи категория детей со стертой формой дизартрии характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных нарушений в экспрессивной речи.

- о дифференциальной диагностике нарушений лексической системы при стертой дизартрии. Г.А. Волкова считает, что неточность употребления слов может происходить на основе: звуковой близости слов (клубок – колобок); отождествления наглядной ситуации – замещение названия предмета внешне сходным (сарафан – платье); сходных по своему назначению (тарелка- вилка); ситуационной связи друг с другом (клумба – цветы, марка – конверт); обозначение вместо предмета всей ситуации, что ведет к перефразу (душ – кран льет воду); замещения родственных семантических групп, расширения смыслового содержания (идет черепаха, идет по песку); сужение смыслового содержания (зашивает швея, зашивает платье), смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (самолет заземлился),

В нашей работе мы применяем субтесты из методики исследования лексики у детей со стертой дизартрией Е.Ф. Архиповой, поскольку она была разработана применительно к данной группе детей, речевой материал подобран с учетом программы детского сада.

Цель экспериментального исследования: экспериментально изучить особенности лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией, и выявить специфику логопедической работы по коррекции словаря.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Разработка, адаптация и проведение исследования уровня лексического развития детей 5 - 6 лет.

Анализ экспериментальных данных диагностического исследования.

Сравнение экспериментальных данных диагностики детей без речевой патологии и детей со стертой дизартрией.

Определение основных направлений и педагогических условий логопедической коррекции.

Еще по теме:

Функция, обратная синусу
Рассмотрим функцию y=sin х (рис. 6), которая на отрезке [–π/2;π/2] возрастающая, непрерывная и принимает значения из отрезка [–1; 1]. Значит, на отрезке [– π/2; π/2] определена функция, обратная функции y=sin x. Рис. 6 Эту обратную функцию называют арксинусом и обозначают y=arcs ...

Основные правила использования проблемных ситуаций на занятиях по труду в средней школе
Существуют различные способы создания проблемных ситуаций: побуждение учащихся к выявлению несоответствий между изучаемыми предметами, явлениями; использование затруднений практического характера, для преодоления которых необходимы новые знания и трудовые умения; создание ситуаций выбора фактов, пр ...

Описание профессионального поля сферы услуг
До сих пор слово «профессия» употребляется так, будто все одинаково понимают этот термин. На самом деле этого нет. Во–первых, для обозначения предмета, который нас интересует, существует много разных слов. Во–вторых, даже если мы остановимся на слове «профессия», то оно в речевой русскоязычной прак ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0214