Рассмотрим функцию y=sin х (рис. 6), которая на отрезке [–π/2;π/2] возрастающая, непрерывная и принимает значения из отрезка [–1; 1]. Значит, на отрезке [– π/2; π/2] определена функция, обратная функции y=sin x.
Рис. 6
Эту обратную функцию называют арксинусом и обозначают y=arcsin x. Введем определение арксинуса числа а.
Арксинусом числа а, если называют угол (или дугу), синус которого равен числу а и который принадлежит отрезку [–π/2; π/2]; его обозначают arcsin а.
Таким образом, arcsin а есть угол, удовлетворяющий следующим условиям: sin (arcsin a)=a, |a| ≤1; –π/2 ≤ arcsin а ≤ π/2. Например, , так как sin и [– π/2; π/2]; arcsin , так как sin = и [– π/2; π/2].
Функция y=arcsin х (рис. 7) определена на отрезке [– 1; 1], областью ее значений является отрезок [–π/2;π/2]. На отрезке [– 1; 1] функция y=arcsin x непрерывна и монотонно возрастает от –π/2 до π/2 (это следует из того, что функция y=sin x на отрезке [–π/2; π/2] непрерывна и монотонно возрастает). Наибольшее значение она принимает при x =1: arcsin 1 = π/2, а наименьшее – при х = –1: arcsin (–1) = –π/2. При х = 0 функция равна нулю: arcsin 0 = 0 [4].
Покажем, что функция y = arcsin x является нечетной, т.е. arcsin (–х) = – arcsin х при любом х [– 1; 1].
Действительно, по определению, если |x| ≤1, имеем: – π/2 ≤ arcsin x ≤ ≤ π/2. Таким образом, углы arcsin (–х) и – arcsin х принадлежат одному и тому же отрезку [– π/2; π/2].
Найдем синусы этих углов: sin (arcsin(–х)) = – х (по определению); поскольку функция y=sin x нечетная, то sin (–arcsin х)= – sin (arcsin x)= – х. Итак, синусы углов, принадлежащих одному и тому же промежутку [–π/2; π/2], равны, значит, равны и сами углы, т.е. arcsin (–х)= – arcsin х. Значит, функция y=arcsin x – нечетная. График функции y=arcsin x симметричен относительно начала координат.
Покажем, что arcsin (sin x) = х для любого х [–π/2; π/2].
Действительно, по определению –π/2 ≤ arcsin (sin x) ≤ π/2, а по условию –π/2 ≤ x ≤ π/2. Значит, углы х и arcsin (sin x) принадлежат одному и тому же промежутку монотонности функции y=sin x. Если синусы таких углов равны, то равны и сами углы. Найдем синусы этих углов: для угла х имеем sin x, для угла arcsin (sin x) имеем sin (arcsin(sin x)) = sin x. Получили, что синусы углов равны, следовательно, и углы равны, т.е. arcsin (sin x) = х.
Рис. 7
Рис. 8
График функции arcsin (sin|x|) получается обычными преобразованиями, связанными с модулем, из графика y=arcsin (sin x) (изображен штриховой линией на рис. 8). Искомый график y=arcsin (sin |x–p/4|) получается из него сдвигом на p/4 вправо вдоль оси абсцисс (изображен сплошной линией на рис. 8)
Анализ опыта деятельности социального педагога специального учреждения
по формированию здорового образа жизни воспитанников
Проблемой исследования в практической части работы является анализ работы социального педагога Натальи Анатольевны Ф. по формированию ЗОЖ воспитанников МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» г. Городца. Для изучения опыта работы социального педагога были выделены следующие ед ...
Формирование позитивного мышления в студенческом возрасте
Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высоко ...
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.