Педагогика и образование » Формирование понятий обратных тригонометрических функций у учащихся на уроках алгебры » Функция, обратная синусу

Функция, обратная синусу

Рассмотрим функцию y=sin х (рис. 6), которая на отрезке [–π/2;π/2] возрастающая, непрерывная и принимает значения из отрезка [–1; 1]. Значит, на отрезке [– π/2; π/2] определена функция, обратная функции y=sin x.

Рис. 6

Эту обратную функцию называют арксинусом и обозначают y=arcsin x. Введем определение арксинуса числа а.

Арксинусом числа а, если называют угол (или дугу), синус которого равен числу а и который принадлежит отрезку [–π/2; π/2]; его обозначают arcsin а.

Таким образом, arcsin а есть угол, удовлетворяющий следующим условиям: sin (arcsin a)=a, |a| ≤1; –π/2 ≤ arcsin а ≤ π/2. Например, , так как sin и [– π/2; π/2]; arcsin , так как sin = и [– π/2; π/2].

Функция y=arcsin х (рис. 7) определена на отрезке [– 1; 1], областью ее значений является отрезок [–π/2;π/2]. На отрезке [– 1; 1] функция y=arcsin x непрерывна и монотонно возрастает от –π/2 до π/2 (это следует из того, что функция y=sin x на отрезке [–π/2; π/2] непрерывна и монотонно возрастает). Наибольшее значение она принимает при x =1: arcsin 1 = π/2, а наименьшее – при х = –1: arcsin (–1) = –π/2. При х = 0 функция равна нулю: arcsin 0 = 0 [4].

Покажем, что функция y = arcsin x является нечетной, т.е. arcsin (–х) = – arcsin х при любом х [– 1; 1].

Действительно, по определению, если |x| ≤1, имеем: – π/2 ≤ arcsin x ≤ ≤ π/2. Таким образом, углы arcsin (–х) и – arcsin х принадлежат одному и тому же отрезку [– π/2; π/2].

Найдем синусы этих углов: sin (arcsin(–х)) = – х (по определению); поскольку функция y=sin x нечетная, то sin (–arcsin х)= – sin (arcsin x)= – х. Итак, синусы углов, принадлежащих одному и тому же промежутку [–π/2; π/2], равны, значит, равны и сами углы, т.е. arcsin (–х)= – arcsin х. Значит, функция y=arcsin x – нечетная. График функции y=arcsin x симметричен относительно начала координат.

Покажем, что arcsin (sin x) = х для любого х [–π/2; π/2].

Действительно, по определению –π/2 ≤ arcsin (sin x) ≤ π/2, а по условию –π/2 ≤ x ≤ π/2. Значит, углы х и arcsin (sin x) принадлежат одному и тому же промежутку монотонности функции y=sin x. Если синусы таких углов равны, то равны и сами углы. Найдем синусы этих углов: для угла х имеем sin x, для угла arcsin (sin x) имеем sin (arcsin(sin x)) = sin x. Получили, что синусы углов равны, следовательно, и углы равны, т.е. arcsin (sin x) = х.

Рис. 7

Рис. 8

График функции arcsin (sin|x|) получается обычными преобразованиями, связанными с модулем, из графика y=arcsin (sin x) (изображен штриховой линией на рис. 8). Искомый график y=arcsin (sin |x–p/4|) получается из него сдвигом на p/4 вправо вдоль оси абсцисс (изображен сплошной линией на рис. 8)

Еще по теме:

Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное вос ...

Основные этапы развития геометрического образования в советской школе
Советский период развития школьного геометрического образования: преподавание геометрии в советской школе впитало в себя содержательные и в меньшей степени методические традиции российской школы благодаря как непосредственному использованию на практике учебника А.П. Киселева и его последующих редак ...

Соотношение содержания стандартов и примерных программ
Примерные программы по истории для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распредел ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.228