Педагогика и образование » Особенности лексической стороны речи у детей 5-6 лет со стертой дизартрией » Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей контрольной группы

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей контрольной группы

Страница 4

Дети со стертой дизартрией не смогли подобрать синонимы к глаголам: «торопится, шагать, глядеть». Серьезные затруднения вызвали также прилагательное «радостный». Наименьшие затруднения вызвал подбор синонима к слову «доктор».

Анализ результатов показал, что с этим заданием в полном объеме не справился ни один ребенок со стертой дизартрией. Мы выявили следующие ошибки в подборе синонимов к словам.

Чаще всего дети пытались объяснить слово, охарактеризовать ситуацию, когда они сталкивались с данным понятием, например, «улица- машины», «я был в парке», «в парке карусели», либо расширяли значение синонима, например, «торопится - бежать». Иногда у детей мы наблюдали синтагматические ассоциации, например, огромный – дом, глядеть – глаза, шагать – по улице.

Цель диагностики по методике № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам». Детям предлагались пары слов и общий вопрос.

Анализ результатов показал, что с этим заданием в полном объеме не справился ни один ребенок со стертой дизартрией. Некоторым детям со стертой дизартрией доступен подбор определений к наиболее простым парам слов, соответствующие семантическому полю.

В то же время у некоторых детей мы выявили большое количество слов, семантически несоответствующих слову - стимулу, либо не соответствующее вопросу: Дождь и снег (что делают?) – на улице

Фрукты – овощи (какие?) – продают в магазине

Иногда дети придумывали не одно общее слово, а к каждому слову добавляли по слову: Шумит дождь, а дует ветер. Кошка мяукает, а собака лает.

Мы выявили также непонимание категорий одушевленности - неодушевленности, например, Одевается – обувается (кто?) – вещи, одежки.

Иногда ошибки были связаны с непониманием оттенков значения слов, либо называемое детьми слово подходило лишь к одному слову из пары: например, к паре «снег и дождь» дети подбирали общее слово «капает».

Встречались также ситуативные ответы, например, фрукты- овощи (какие?) – круглые. Уровень сформированности лексики по методике №4 – ниже среднего (2,6 балла).

Цель диагностики по методике №5 «Дополнение последнего слова в предложении» - исследовать возможность логичного продолжения предложений. Детям предлагались незаконченные логопедом предложения

Наиболее частыми у детей были ошибки логического характера, что говорит о незавершенности процесса образования семантических полей, а также недостатках вербального мышления (а именно аналогии), например, дети отвечали: «Кофта шерстяная, а шуба…пушистая», «Фрукты моют, а белье… весит», «Лимон желтый, а помидор…. круглый». Часто затруднения были связаны с трудностью актуализации антонима, например, большинство детей не смогли подобрать антонима к слову «Жидкий», дети отвечали: «Молоко жидкое, а сметана…. не жидкая».

Иногда ответы детей были другой части речи, например «Яйцо овальное, а шар….катится».

С данным заданием в полном объеме справились только 4 ребенка со стертой дизартрией, они верно продолжали предложение словом, подходящим по смыслу. Уровень сформированности навыка дополнения предложений также ниже среднего (2,2 балла).

После выполнения всех 5 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывалась уровень развития лексики детей с дизартрией, а также степень сформированности семантической структуры слова и лексической системности (см. таблицу 2.)

Таблица 2 Состояние лексической стороны речи детей контрольной группы.

ФИО

Оценка в методике, балл

Сумма

Степень

№1

№2

№3

№4

№5

1

Коля Ч.

2

1

1

3

1

8

1,6

2

Аня А.

3

3

3

3

3

15

3

3

Ваня К.

3

2

2

3

2

12

2,4

4

Боря В.

3

1

1

1

1

7

1,4

5

Юра К.

4

3

3

3

4

17

3,4

6

Женя Т.

3

1

2

3

2

11

2,2

7

Толя Р.

2

2

2

2

2

10

2

8

Юля С.

4

4

3

3

4

18

3,6

9

Люба З.

3

1

1

3

2

10

2

10

Ярик Л.

3

1

1

3

2

10

2

11

Витя Д.

3

2

1

2

1

9

1,8

12

Паша О.

4

4

3

3

4

18

3,6

13

Данил Р.

3

1

1

1

1

7

1,4

14

Рита Д.

3

3

3

3

3

15

3

15

Айрат Ш.

3

1

1

2

1

8

1,6

16

Лиля В.

3

2

1

2

2

10

2

17

Соня Т.

3

1

1

3

2

10

2

18

Маша Д.

3

3

3

3

3

15

3

19

Лена Б.

3

1

1

3

2

10

2

20

Даша Б.

3

2

2

3

2

12

2,4

Уровень

3,1

1,9

1,8

2,6

2,2

2,3

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива
Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым. Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - пер ...

Овладение формулами речевого этикета как необходимая предпосылка развития культуры общения
Речевой этикет, как известно, предписывает говорящим использование определенных формул в зависимости от ситуации общения. Носители языка, овладевшие правилами речевого узуса в процессе социализации, интуитивно осуществляют выбор требуемых единиц, ориентируясь на экстралингвистические условия, среди ...

Классификация методов обучения
Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. О ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0129