Дети со стертой дизартрией не смогли подобрать синонимы к глаголам: «торопится, шагать, глядеть». Серьезные затруднения вызвали также прилагательное «радостный». Наименьшие затруднения вызвал подбор синонима к слову «доктор».
Анализ результатов показал, что с этим заданием в полном объеме не справился ни один ребенок со стертой дизартрией. Мы выявили следующие ошибки в подборе синонимов к словам.
Чаще всего дети пытались объяснить слово, охарактеризовать ситуацию, когда они сталкивались с данным понятием, например, «улица- машины», «я был в парке», «в парке карусели», либо расширяли значение синонима, например, «торопится - бежать». Иногда у детей мы наблюдали синтагматические ассоциации, например, огромный – дом, глядеть – глаза, шагать – по улице.
Цель диагностики по методике № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам». Детям предлагались пары слов и общий вопрос.
Анализ результатов показал, что с этим заданием в полном объеме не справился ни один ребенок со стертой дизартрией. Некоторым детям со стертой дизартрией доступен подбор определений к наиболее простым парам слов, соответствующие семантическому полю.
В то же время у некоторых детей мы выявили большое количество слов, семантически несоответствующих слову - стимулу, либо не соответствующее вопросу: Дождь и снег (что делают?) – на улице
Фрукты – овощи (какие?) – продают в магазине
Иногда дети придумывали не одно общее слово, а к каждому слову добавляли по слову: Шумит дождь, а дует ветер. Кошка мяукает, а собака лает.
Мы выявили также непонимание категорий одушевленности - неодушевленности, например, Одевается – обувается (кто?) – вещи, одежки.
Иногда ошибки были связаны с непониманием оттенков значения слов, либо называемое детьми слово подходило лишь к одному слову из пары: например, к паре «снег и дождь» дети подбирали общее слово «капает».
Встречались также ситуативные ответы, например, фрукты- овощи (какие?) – круглые. Уровень сформированности лексики по методике №4 – ниже среднего (2,6 балла).
Цель диагностики по методике №5 «Дополнение последнего слова в предложении» - исследовать возможность логичного продолжения предложений. Детям предлагались незаконченные логопедом предложения
Наиболее частыми у детей были ошибки логического характера, что говорит о незавершенности процесса образования семантических полей, а также недостатках вербального мышления (а именно аналогии), например, дети отвечали: «Кофта шерстяная, а шуба…пушистая», «Фрукты моют, а белье… весит», «Лимон желтый, а помидор…. круглый». Часто затруднения были связаны с трудностью актуализации антонима, например, большинство детей не смогли подобрать антонима к слову «Жидкий», дети отвечали: «Молоко жидкое, а сметана…. не жидкая».
Иногда ответы детей были другой части речи, например «Яйцо овальное, а шар….катится».
С данным заданием в полном объеме справились только 4 ребенка со стертой дизартрией, они верно продолжали предложение словом, подходящим по смыслу. Уровень сформированности навыка дополнения предложений также ниже среднего (2,2 балла).
После выполнения всех 5 заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывалась уровень развития лексики детей с дизартрией, а также степень сформированности семантической структуры слова и лексической системности (см. таблицу 2.)
Таблица 2 Состояние лексической стороны речи детей контрольной группы.
№ |
ФИО |
Оценка в методике, балл |
Сумма |
Степень | ||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 | ||||
1 |
Коля Ч. |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
8 |
1,6 |
2 |
Аня А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
3 |
Ваня К. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
12 |
2,4 |
4 |
Боря В. |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1,4 |
5 |
Юра К. |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
17 |
3,4 |
6 |
Женя Т. |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
11 |
2,2 |
7 |
Толя Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
2 |
8 |
Юля С. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
18 |
3,6 |
9 |
Люба З. |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
2 |
10 |
Ярик Л. |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
2 |
11 |
Витя Д. |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
1,8 |
12 |
Паша О. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
18 |
3,6 |
13 |
Данил Р. |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1,4 |
14 |
Рита Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
15 |
Айрат Ш. |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
1,6 |
16 |
Лиля В. |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
10 |
2 |
17 |
Соня Т. |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
2 |
18 |
Маша Д. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
19 |
Лена Б. |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
10 |
2 |
20 |
Даша Б. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
12 |
2,4 |
Уровень |
3,1 |
1,9 |
1,8 |
2,6 |
2,2 |
2,3 |
Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива
Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым. Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - пер ...
Овладение формулами речевого этикета как необходимая предпосылка развития
культуры общения
Речевой этикет, как известно, предписывает говорящим использование определенных формул в зависимости от ситуации общения. Носители языка, овладевшие правилами речевого узуса в процессе социализации, интуитивно осуществляют выбор требуемых единиц, ориентируясь на экстралингвистические условия, среди ...
Классификация методов обучения
Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. О ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.