Педагогика и образование » Особенности лексической стороны речи у детей 5-6 лет со стертой дизартрией » Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей контрольной группы

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей контрольной группы

Страница 1

В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет мы применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности»:

методика №1 «Классификация понятий»,

методика № 2 «Подбор антонимов»

методика №3 «Подбор синонимов»,

методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»

методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»

Полученные результаты эксперимента заносились в протоколы, которые мы поместили в приложение№1, и оформлялись в таблицу1.

Цель диагностики по методике №1 «Классификация понятий» - изучить классификацию семантически близких предметов.

Детям предлагалось 12 картинок с изображением диких – домашних животных, птиц, насекомых: 1 группа: лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова, 2 группа: бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь.

Анализ результатов показал, что 100% детей справились с этим заданием, они верно раскладывали картинки и называли обобщающие слова.

Уровень сформированности классификации понятий – высокий (4 балла).

Цель диагностики по методике № 2 «Подбор антонимов» - исследовать называние слов с противоположным значением (существительных, прилагательных, глаголов). Детям предлагались подобрать слово, противоположное по значению к следующим словам: утро, горе, шум, холодный, тонкий, трусливый, говорить, поднимать, любить.

Анализ результатов показал, что 15 детей справились с этим заданием в полном объеме, поскольку называемые слова являлись антонимами к слову - стимулу. У 5 детей мы выявили единичные ошибки в подборе антонимов к словам: «тонкий», «трусливый». Дети называли слова той же части речи: тонкий - маленький (Влад Р.), большой (Алеша К.), либо добавляли отрицание, т.е частицу «не», например, трусливый – «не трусливый». Остальные слова – стимулы затруднений не вызвали. Дети отвечали быстро, наблюдался интерес к предложенному заданию. Уровень сформированности навыка подбора антонимов - 3,7 балла (средний).

Цель диагностик по методике №3 «Подбор синонимов к словам» - исследовать актуализацию слов – синонимов. Анализ результатов показал, что 13 детей справились с этим заданием в полном объеме, поскольку называемые детьми слова являлись синонимами к слову - стимулу. У 7 детей мы выявили единичные ошибки в подборе синонимов к словам: «парк», «торопится», «улица». Чаще всего дети пытались объяснить слово, охарактеризовать ситуацию, когда они сталкивались с данным понятием, например, «парк – деревья растут», «я был в парке», «В парке карусели», либо расширяли значение синонима, например, «торопится - бежит». Уровень сформированности навыка подбора синонимов - 3,6 балла (средний).

Цель диагностики по методике № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам». Детям предлагались пары слов и общий вопрос.

Анализ результатов показал, что 13 детей справились с этим заданием в полном объеме, поскольку называемые слова являлись общими и подходили к обоим словам - стимулам. У 7 детей мы выявили единичные ошибки в подборе общего слова к словам, однако ошибки были связаны с непониманием тонких оттенков значения слов, либо чаще всего называемое детьми слово подходило лишь к одному слову из пары: например, к паре снег и дождь дети подбирали общее слово «капает». Мы не выявили ошибок в ответах на вопросы, т.е. на вопрос «что делает?» дети подбирали глагол, «какие» - имена прилагательные, «что?» - неодушевленное существительное, а «кто?» - одушевленное существительное. Встречались также ситуативные ответы, например, фрукты- овощи (какие?) – круглые.

Цель диагностики по методике №5 «Дополнение последнего слова в предложении» - исследовать возможность логичного продолжения предложений. Детям предлагались незаконченные логопедом предложения

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Реализация педагогических условий по обеспечению процесса социальной адаптации пятиклассников процессе воспитательной работы
С целью реализации первого этапа – диагностическое изучение осуществлялось по разработанным компонентам и показателям. Основными методами диагностики выступали анкеты и опросники. Для детального анализа протекания процесса адаптации пятиклассников использовалась методика С.В. Левченко «Чувства в шк ...

Модульный принцип построения учебного плана
Учебный план является основным документом процесса обучения. Но учебный план не является только набором дисциплин, которые должны быть изучены за определенный отрезок времени. Все учебные дисциплины, входящие в план, связаны между собой, то есть в более поздних по времени изучения дисциплинах испол ...

Организация процесса эстетического воспитания на занятиях технологии кулинарии
С древних времен люди изменяли и совершенствовали приемы и способы приготовления пищи, создавали кулинарные рецепты для поддержания своей жизнедеятельности, начиная от ежедневных рационов, не отличающихся красивым оформлением блюд в повседневной жизни, до праздничных, торжественных событий, вечеров ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0185