Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, усвоение предметного, понятийного содержания каждого слова, расширение и углубление понимания семантических отношений между словами, воспитание навыков словообразования как основного средства пополнения словарного состава языка, отработку навыков правильного употребления слов в связной речи.
Работа над новым словом включает следующие методы и приемы:
- знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуации, вызов коммуникативной интенции; уточнение произношения слова.
- уточнение и расширение лексического значения слова в процессе выполнения упражнений, использование функционально-семантических графических схем в качестве речевых опор; речевые упражнения, загадки; создание лексико-семантических объединений слов, разнообразие этих связей (тематические, видо-родовые, синонимические, антонимические, отношение целого и части, родственные слова); усвоение особенностей употребления лексических единиц с учетом их семантических, парадигматических и синтагматических характеристик.
- активизация слова в связной речи, самостоятельное его использование через диалоги, рассказывание, пересказ, драматизации.
При подготовке конспектов логопедических занятий рекомендуется использовать примерный лексический материал по обобщающим темам, составленный с учетом программных требований детского сада.
Выявление лексического запаса ребёнка, особенностей понимания и употребления слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы в логопедической группе ДОУ и определения её методик.
Большой вклад в исследование лексического компонента речевой деятельности внесли Л.С. Выготский, А.Н.Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия , и др.), изучению работ которых мы посвятили теоретическую часть нашего исследования.
Описывая характеристику речи детей со стертой дизартрией, авторы выделяют нарушение ее лексического компонента (Гуровец Г. В. , Маевская С.И.,Мартынова Р. И. , Лопатина Л. В. , Серебрякова Н.В. Соботович Е.Ф.). Вышеперечисленные положения подтверждает актуальность проблемы исследования особенностей лексического развития речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией. В экспериментальном исследовании мы поставили следующую цель: экспериментально изучить особенности лексической стороны речи у детей 5 лет со стертой дизартрией, и выявить специфику логопедической работы по коррекции словаря.
Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.
методика №1 «Классификация понятий»,
методика № 2 «Подбор антонимов»
методика №3 «Подбор синонимов»,
методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»
методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»
Сравнительный анализ итогов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений.
Игры для развития ориентировки на плоскости
Содержание понятия ориентировка на плоскости включает: - умение фиксировать местоположение точки на листе; - понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; - умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости; - умение самостоятельно характ ...
Особенности развития координации движений у детей младшего школьного
возраста
Как мы уже выяснили, координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Координац ...
Формирование грамматических навыков и умений. Принципы
содержания обучения
Функциональный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов: 1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам следует производить через общение, что означает практическую ориентацию урока. Необходимо использовать уроки на языке, а не о языке. Научить говорить на иностранном языке ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.