Экспериментального исследование проводилось на базе МБ ОУ Ризоватовской СОШ, Починковского района. Школа основана в 1938 году, в 2013 – 2014 учебном году обучаются 70 детей.
В воспитательной деятельности школа работает по следующим направлениям: духовно – нравственным; гражданско-правовым; патриотическим; физкультурно-оздоровительным; эстетическим; экологическим. Из регионального компонента в начальных классах ведутся уроки «Нижегородоведение» в 2,3,4 классы, «Основы православной культуры» в 4, 5 классах, «Краеведение» в 5 – 7 классах.
Целью опытно-экспериментальной работы являлось разработка и апробация использования средств народной педагогики в систематическом научном образовании в начальной школе.
На первом – констатирующем этапе осуществлялся предварительный мониторинг возможностей начальной школы с целью дальнейшего построения педагогической системы, которая включала в себя использование традиционной педагогики народа России.
Основной задачей второго – формирующего этапа исследования явилось создание и апробация развивающей программы и методики использования в учебной и внеучебной работе народных традиций, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни.
На третьем – обобщающем этапе создавалось описание действующей модели воспитания детей с приоритетом на использование потенциала народной педагогики в воспитании детей младшего школьного возраста. Содержанием четвертого – корректирующего этапа исследования стало дополнение и корректировка результатов экспериментальной работы, уточнение полученных выводов, доработка практических рекомендаций.
Экспериментального исследование проводилось в 3 классе. В эксперименте принимало участие 8 детей.
На внеклассном мероприятии мы использовали элементы народной традиции, такие как русские народные сказки, игры. Особенно эффективным использование народных традиций стало на уроках нижегородоведения, чтения, музыки, ИЗО, физкультуры. Также проводили интегрированные занятия по рисованию и народному фольклору. В планировании контроля и отслеживания качества знаний по рисованию и народному есть свои особенности. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом.
Также на внеурочных занятиях мы ввели элементы традиционной национальной культуры.
Методика исследования состоит в проведении контроля знаний и умений, отслеживании качества фактического усвоения материала учащимися экспериментальной группы до проведения педагогического эксперимента – констатирующий этап. И соответственно такого же контроля после педагогического эксперимента, когда в учебный процесс внедрена народные традиции народа России.
Формирующий эксперимент представляет собой констатацию изменений после проведения в экспериментальном классе работы. Здесь производится анализ соответствия полученных результатов ожидаемым (проверяется гипотеза), выявляются факторы, влияющие на результат.
Для выявления эффективности интегрированных уроков были проведены итоговые тесты. Итоговые тесты проводились со следующей целью: во-первых, выявить качество усвоенных знаний, их глубину и системность, во-вторых выявить баланс между научностью и доступностью проводимого кружка и интегрированных уроков. Это все требует определенной системы контроля.
Результаты выполнения итогового теста экспериментальной и контрольной групп по элементам знаний, подлежащих проверке, сведены в таблицы.
Таким образом, использование средств народных традиций народа России обогащает содержание учебно-воспитательной работы в начальных классах Ризоватоской средней общеобразовательной школы.
Наблюдая за творческими способностями детей, за их поведениям во время мероприятия. Они принимают активное участие в познавательной деятельности, при поручении различных заданий (например, подобрать и прочитать художественную литературу, пословицы, загадки и т. д.). Активно участвуют в мероприятиях, проявляют интерес к старинным русским традициям, расширяя свой кругозор.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что занятия с использованием народных традиций могут выступать дополнительным средством активного развития детей.
Обучающиеся 3 класса Ризоватовской школы научились хорошо думать, у них появился познавательный интерес, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное в качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Известно, что знания сами по себе не обеспечивают полноты умственного развития.
Вышеуказанные занятия помогают развитию ребенка, нами отмечено, что дети становятся взрослее, ответственнее, дети всегда заняты творчеством. Интерес к народным традициям у детей большой, так как им дают возможность самореализоваться, что ведет к тому, что дети стараются не пропускать занятия. Воспитание личности ребенка через фольклор, традиции и обычаи народа ведет к тому, что у школьников развиваются такие качества как уважение к взрослым, честность, бережное отношение к природе, милосердие, взаимопомощь. Поведение детей меняется в лучшую сторону: они стараются сами обслуживать себя, они придерживаются правил поведения. Все это приводит к тому, что дети младшего школьного возраста начинают сознательно относиться к своему физическому и моральному здоровью.
Психолого-педагогические аспекты проведения ЕГЭ в школьном
образовании
Переход к ЕГЭ - начало принципиального изменения психологии и стратегии образовательного процесса. Он привел к слому целой системы привычных стереотипов, к существенным изменениям в отношениях: - между учеником и учителем - учитель уже не контролер знаний ученика, а помощник, сотворец знаний. Укреп ...
Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с
детьми
Современный детский театр имеет одну важную особенность, которая не свойственна театру для взрослых. Эта особенность — широкое использование игры. В большей степени она присуща детскому любительскому театру, нежели профессиональному театру для детей. Дело, видимо, в том, что режиссеры и драматурги ...
Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования
геометрических представлений
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементам ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.