Специфика педагогического общения определяется характером учреждения, в котором работают педагоги, воспитатели, учителя. В связи с этим невозможно рассмотрение педагогического общения в УДОД без обращения к особенностям этих учреждений.
Задачи данного параграфа:
охарактеризовать особенности УДОД;
выявить влияние специфики УДОД на характер педагогического общения воспитателей.
Отличительные черты того или иного вида воспитательных организаций определяются целым рядом факторов:
их функцией в национальной системе социального воспитания;
исторической линией оформления в общественном сознании этой функции,
государственной политикой в сфере воспитания;
стихийными процессами развития того или иного общественного института, имеющими циклический характер;
конкретной социальной ситуацией, в которой осуществляется анализ;
самим подходом к анализу воспитательной организации.
Осмыслению сущности современного образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствуют исследования А.Г. Асмолова, В.А. Березиной, В.А. Боговаровой, А.К. Бруднова, Л.Н. Буйловой, В.И. Водовозова, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, М.Б. Коваль, М.А. Корфа, Л.Г. Логиновой, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, Г.В. Мухаметзяновой, М.Н. Поволяевой, С.Т. Шацкого, Е.Е. Чепурных и др.
В учреждениях дополнительного образования складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности на основе свободного выбора направлений деятельности, дифференциации и индивидуализации ее содержания, создания добровольных объединений детей и взрослых, выступающих как продуктивные общности, моделирующие различные социальные и профессиональные роли и отношения людей; положительный эмоциональный фон сотрудничества детей и взрослых. В связи с этим можно говорить о специфике учреждений дополнительного образования детей и ряде особенностей, характеризующих их.
Целесообразно в качестве первой особенности учреждений дополнительного образования детей выделить - специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительности участия в жизни того или иного детского объединения. Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отношения заказчик - исполнитель создают предпосылки для выбора детьми предметной направленности деятельности, поэтому можно говорить постоянной ориентированности на привлечение детей, что ставит педагога перед необходимостью сделать привлекательной образовательную программу и обеспечить доброжелательное, лояльное отношение воспитателей к детям.
Общепризнано, что мотив является результатом соотнесения в сознании индивида образа потребности и образа встреченного предмета. Следовательно, развитие у школьников мотивации участвовать в деятельности детских объединений предполагает конструирование в них таких ситуаций жизнедеятельности, в которых окружающие предметы порождают у детей привлекательные (подобные образам потребностей) образы вышеназванных занятий. Содержание социального воспитания в учреждениях дополнительного образования должно включать с одной стороны непосредственное побуждение, заражение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, а с другой - ориентировать ребенка на осознание значимости и ценности этих занятий.
Добровольность вхождения в детское объединение в данном случае обеспечивается:
предоставлением возможностей ребенку выбора различных форм реализации себя;
выбором того или иного объединения, соответствующего его интересам и наклонностям;
правом перехода из одного объединения в другое и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения;
индивидуализацией на сроки и темпы выполнения программ.
Такой объективный фактор как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и то, что педагог заинтересован в том, что бы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задает такие особенности учреждения дополнительного образования как:
Классификация компетенций
В докладе В. Хутмахера отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных (key) компетенций. Их может быть всего две - уметь писать и думать (scriptural thought (writing) и rational thought), или семь: учение (learning); исследование (searching); думание (thinking); обще ...
Средства народной педагогики
Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения. Среди исследователей народной педагогики нет ед ...
Понятие и необходимость культурной совместности
Основной задачей программы развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова является выстраивание такой социальной ситуации развития, в которой произойдет формирование учебной деятельности ученика, как желания и умения учиться. Ученики РО самостоятельно, в процессе собственного исследовани ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.