Приступая к анализу категориальной структуры этического сознания младших школьников, мы, конечно, же учитывали данные исследований педагогической психологии о закономерностях формирования понятий у детей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов.
Первый - в процессе жизнедеятельности ребенка обязательно формируется категориальная структура духовно – нравственного сознания.
Второй - в целом, в процессе систематического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.
Третий - существует закономерность в развитии нравственного сознания, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновременность формирования основных понятий.
Четвертый - наличествует противоречие между провозглашением курса на строительство демократического государства и отсутствием реальных действий, способствующих воспитанию и формированию граждан, уважающих ценности такого государства (и имеющих верное представление о них)
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Генераторы виртуальной реальности
Слова, письменные или устные, а также изображение (живопись) — это те средства, с помощью которых могут создаваться виртуальные реальности. Более того, слова являются основным способом создания виртуальных реальностей в традиционной системе образования. На живописном полотне действует все тот же ме ...
Яснополянская школа Л. Н. Толстого
В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразна ...
Общие сведения о высшем образовании в Бельгии
За образование в Бельгии отвечают французское, фламандское и немецкое сообщества. Обучение обязательное и бесплатное для всех детей в возрасте с 6 до 16 лет и в вечерних школах до 18 лет. Неграмотность практически ликвидирована. Половина бельгийских детей посещают частные школы, большая часть из ко ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.