Педагогика и образование » Духовно-нравственное воспитание младших школьников » Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе

Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе

Страница 2

Изучение традиций русской народ­ной культуры в нашей школе реализу­ется в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская - это новый способ орга­низации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого за­дания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской - ввес­ти детей в мир русской народной куль­туры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского на­рода (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.

1-й класс. « Зачин дело красит» -пропедевтическая ступень.

Программа этого года вводит ребен­ка в круг вопросов, которые будут об­суждаться на протяжении последу­ющих трех лет: человек и природа; че­ловек и семья; человек и родная земля.

В центре внимания

- загадки, потешки, скороговорки,

- хороводы,

- народные куклы,

- праздники,

- подвижные игры.

2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с

- прибаутками и небылицами,

- плясовыми песнями и припев­ками,

- частушками,

- народными инструментами,

- календарно-обрядовыми праздни­ками.

3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:

- пословицы и поговорки,

- частушки,

- песни лирические и исторические,

- игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),

- обрядовые праздники. 4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»

В центре внимания

- семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рожде­ния до смерти;

- народный костюм;

- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;

- история родного края;

- работа ансамбля шумовых инстру­ментов;

- связь со школьным центром «Иг­рай, гармонь!».

Системообразующим видом дея­тельности, способствующим освое­нию традиций и ценностей русской народной культуры, является позна­вательная коллективная деятель­ность. Схему ее организации см. в ни­зу страницы.

Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, напри­мер, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вече­рок», «Масленица-мокрохвостка» и др.

От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Для учас­тия в каждом празднике привлекается школьный центр «Играй, гармонь!», в состав которого входят ансамбль шу­мовых инструментов, ансамбль гармо­нистов и вокальная группа.

Таким образом, изучение народной культуры не только способствует раз­витию личности ребенка, его познава­тельного, коммуникативного, нрав­ственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школь­ников нравственных качеств. Один из таких классных часов.

Классный час «Дорогою добра»

Задачи:

- воспитывать у детей чувство друж­бы и товарищества;

- развивать коммуникативные на­выки, речь;

- учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.

Ход занятия.

Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор выре­занных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.

- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на ка­кую именно - вы ответите сами, про­слушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).

- Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.)

- Правильно. Но мы с вами не прос­то будем говорить о доброте, а совер­шим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)

- Что вы здесь видите? (Пустыню.)

- Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в пре­красный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь!

- Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы нача­ли это путешествие? (Когда родились.)

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Выявление результативности использования системы интегрированных уроков
Эксперимент, направленный на выявление эффективности использования интегрированных уроков в начальных классах, проводился в 3-ем классе средней школы №35 им. Ю.Н. Павлова Октябрьского района города Караганды с 1 сентября 2002 года по 21 марта 2003 года. В эксперименте принимало участие 26 учащихся. ...

История дорожных знаков
Появились первые дорожные указатели практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям кон ...

Особенности деятельности социального педагога в условиях сельской общеобразовательной школы
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.015