Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется в форме творческой фольклорной мастерской.
Мастерская - это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны.
Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).
Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.
1-й класс. « Зачин дело красит» -пропедевтическая ступень.
Программа этого года вводит ребенка в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении последующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля.
В центре внимания
- загадки, потешки, скороговорки,
- хороводы,
- народные куклы,
- праздники,
- подвижные игры.
2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с
- прибаутками и небылицами,
- плясовыми песнями и припевками,
- частушками,
- народными инструментами,
- календарно-обрядовыми праздниками.
3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:
- пословицы и поговорки,
- частушки,
- песни лирические и исторические,
- игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),
- обрядовые праздники. 4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»
В центре внимания
- семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;
- народный костюм;
- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;
- история родного края;
- работа ансамбля шумовых инструментов;
- связь со школьным центром «Играй, гармонь!».
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Схему ее организации см. в низу страницы.
Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и др.
От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Для участия в каждом празднике привлекается школьный центр «Играй, гармонь!», в состав которого входят ансамбль шумовых инструментов, ансамбль гармонистов и вокальная группа.
Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школьников нравственных качеств. Один из таких классных часов.
Классный час «Дорогою добра»
Задачи:
- воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества;
- развивать коммуникативные навыки, речь;
- учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.
Ход занятия.
Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.
- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).
- Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.)
- Правильно. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)
- Что вы здесь видите? (Пустыню.)
- Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь!
- Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)
Требования к оформлению слайдов
1. Стиль: следует соблюдать единый стиль оформления; избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация не должна преобладать над основной. 2. Цвет: При проектировании презентации следует использовать нейтральные цвета, которые считаются наиболее эргономичными ...
Структура профессионального блока
Совокупность взаимосвязанных модулей представляет собой информационный блок. По отношению к профессиональному образованию целесообразно формировать более большую, законченную в профессиональном понимании единицу, которую назовем профессиональным блоком. При создании профессиональных блоков необходи ...
Анализ учебного материала в школьной программе
В курсе биологии учащиеся получили первоначальные сведения о белках и нуклеиновых кислотах. Эти знания, наряду со знаниями, полученными в курсе органической химии, станут опорными при изучении химии белков и нуклеиновых кислот. Раздел «Нуклеиновые кислоты» изучается с целью подготовки учащихся к ус ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.