А.К. Маркова считает, что “воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в группе, включенность ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учеников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения; необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; анализ жизненных ситуаций; разъяснение общественной и личной значимости учения; умелое применение учителем поощрения и порицания .
Используя разнообразные приемы формирования мотивации учения, учителю надо помнить, что внешние, даже самые благоприятные условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к ним самого ученика. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений, направленных на формирование открытого, активного, устойчивого и осознанного отношения к воздействиям учителя, т.е. обучаемости в широком смысле слова” .
В работах П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их сотрудников установлено, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Было показано, что если содержание обучения строится как система задач, в которых ученики должны самостоятельно найти теоретические законы, принципы предмета, то складывается обобщенная мотивация к учению. Многочисленные психологические исследования подтверждают взаимосвязь отношения школьников к учению и сформированностью учебной деятельности. Данные В.А. Кулько и Т.Д. Цехмистровой свидетельствуют о том, что при наличии у школьников только репродуктивных учебных умений примерно в половине случаев наблюдается безразличное отношение к учению, примерно у трети школьников – ситуативный интерес, у большинства остальных - отрицательная мотивация.
А.В. Брушлинский и М.И. Воловикова показали, что при решении задач, требующих применения операций анализа, синтеза и обобщений формируются специальные познавательные мотивы, обеспечивающие направленность мыслительной деятельности на “раскрытие вполне определенных свойств и отношений познаваемого объекта”. В ходе этого процесса процессуальный и мотивационный аспекты мышления, постоянно взаимодействуя, усиливают друг друга.
А.К. Маркова и И.С. Якиманская высказывают конкретные рекомендации по поводу того, какие приемы интеллектуальной работы школьников нужно применять для развития положительной мотивации учения. К таким приемам относятся приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных принципов, законов, структурирование, осознание обобщенных способов решения задач и др.
О.А. Чувалова показала, что действенность мотивации зависит от характера и жесткости контроля учителя. Чем младше школьники, тем теснее зависимость формирования учебно-познавательного мотива от обязательности ситуации и контроля присутствующего учителя.
По мнению В.Д. Шадрикова, ребенком движут мотивы, а взрослым человеком – цели. В психологических исследованиях установлено важное положение о возможности и продуктивности формирования мотивации в переходном возрасте через целеполагание в учебной деятельности. «Цель не привносится в индивидуальную деятельность извне, а формируется самим человеком. Извне может быть задано требование к объекту, но не цель. Процесс целеобразования глубоко личностный. Однако и само целеобразование не является результатом спонтанного развития индивида. Цель формируется под влиянием объективных условий реализации деятельности и собственных возможностей».
Сравнительный анализ подходов в преподавании офисных программ
При знакомстве с компьютером одним из первых рассматривается понятие операционной системы, её основные функции. В большинстве случаев это Windows, так как именно эта операционная система сегодня используется чаще других. Для пользователя Windows наибольший интерес представляют “мощные” приложения, ...
Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение
На современном этапе большое значение вопросам качества образования, которое в немалой степени зависит от степени подготовленности педагога к каждому занятию. Тщательное планирование способствует целенаправленному и своевременному решению стоящих перед обучением задач. Подготовка педагога к занятию ...
Технологизация учебно-воспитательного
процесса
Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности, - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как учителями, так и учащимися и их родителя ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.