Педагогика и образование » Особенности учебной мотивации учащихся гимназических классов » Формирование мотивации учащихся

Формирование мотивации учащихся

Страница 2

А.К. Маркова считает, что “воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в группе, включенность ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учеников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения; необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; анализ жизненных ситуаций; разъяснение общественной и личной значимости учения; умелое применение учителем поощрения и порицания .

Используя разнообразные приемы формирования мотивации учения, учителю надо помнить, что внешние, даже самые благоприятные условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к ним самого ученика. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений, направленных на формирование открытого, активного, устойчивого и осознанного отношения к воздействиям учителя, т.е. обучаемости в широком смысле слова” .

В работах П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их сотрудников установлено, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Было показано, что если содержание обучения строится как система задач, в которых ученики должны самостоятельно найти теоретические законы, принципы предмета, то складывается обобщенная мотивация к учению. Многочисленные психологические исследования подтверждают взаимосвязь отношения школьников к учению и сформированностью учебной деятельности. Данные В.А. Кулько и Т.Д. Цехмистровой свидетельствуют о том, что при наличии у школьников только репродуктивных учебных умений примерно в половине случаев наблюдается безразличное отношение к учению, примерно у трети школьников – ситуативный интерес, у большинства остальных - отрицательная мотивация.

А.В. Брушлинский и М.И. Воловикова показали, что при решении задач, требующих применения операций анализа, синтеза и обобщений формируются специальные познавательные мотивы, обеспечивающие направленность мыслительной деятельности на “раскрытие вполне определенных свойств и отношений познаваемого объекта”. В ходе этого процесса процессуальный и мотивационный аспекты мышления, постоянно взаимодействуя, усиливают друг друга.

А.К. Маркова и И.С. Якиманская высказывают конкретные рекомендации по поводу того, какие приемы интеллектуальной работы школьников нужно применять для развития положительной мотивации учения. К таким приемам относятся приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных принципов, законов, структурирование, осознание обобщенных способов решения задач и др.

О.А. Чувалова показала, что действенность мотивации зависит от характера и жесткости контроля учителя. Чем младше школьники, тем теснее зависимость формирования учебно-познавательного мотива от обязательности ситуации и контроля присутствующего учителя.

По мнению В.Д. Шадрикова, ребенком движут мотивы, а взрослым человеком – цели. В психологических исследованиях установлено важное положение о возможности и продуктивности формирования мотивации в переходном возрасте через целеполагание в учебной деятельности. «Цель не привносится в индивидуальную деятельность извне, а формируется самим человеком. Извне может быть задано требование к объекту, но не цель. Процесс целеобразования глубоко личностный. Однако и само целеобразование не является результатом спонтанного развития индивида. Цель формируется под влиянием объективных условий реализации деятельности и собственных возможностей».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности формирования знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
Клинико-психологическое изучение выявило большое количество фактов, которые свидетельствуют о том, что дети с нарушением интеллекта иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, не критично, часто инфантильно. Детям с выраженными нарушениями ...

Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности
Без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту. Вместе с тем, она является исходной при формировании других ее видов. Поэтому обучение предметным действиям и ее формирование оказывается одной из центральных задач ...

Система оценивания в начальной школе
Наша начальная школа работает по безотметочной системе оценивания. Для оценивания используются: правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребенком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0083