Уроки предметно-практического обучения имеют большие возможности для формирования у глухих школьников творческого воображения. Успешность реализации этих возможностей, прежде всего, зависит от характера организации учебного процесса. Об эффективном развитии творческого воображения глухих учащихся можно говорить только в том случае, если на уроках предусматривается одновременное формирование структурных и операциональных компонентов данного психического процесса.
Формирование структурных компонентов – это создание материальной базы для деятельности воображения посредством обогащения чувственно-эмоционального опыта детей, расширение запаса их представлений об объектах и явлениях окружающей действительности. Выдающиеся педагоги прошлого (И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.) считали, что получение ребенком впечатлений от окружающего мира есть начальный этап в процессе обучения, основа любой формы умственной деятельности.
Эту основу обучения для ребенка, прежде всего, может создать приближение его к окружающему пространству, а именно непосредственное знакомство с природой, природным материалом. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко, указывая, что в таком, по сути реалистическом, материале заложен простор для деятельности детского воображения. Знакомясь с природными материалами, дети запоминают формы, краски, свойства, каждого вида материала, усваивают способы их обработки, получают представление об их функциональном назначении, сфере и условиях их применения, внешнем и внутреннем строении, их связи и отношениях с другими предметами и явлениями. Все это значительно расширяет чувственный опыт детей, столь необходимый для полноценного развития их воображения.
Среди разнообразных природных материалов можно назвать плоды различных деревьев и кустарников. Это могут быть шишки, желуди, ветки и кора деревьев, орехи, плоды каштана, шиповника, рябины, семена различных растений, фасоль, рис, а так же различные по форме и окрасе – ракушки, камни, янтарная крошка и т.д.
Вторую группу материалов, которую целесообразно использовать на уроках, можно отнести к разряду так называемых синтетических материалов, они созданы деятельностью человека. Это: фольга, пенопласт, проволока, вата, куочки ткани, кожи, стекла, железо. Данные материалы, являясь продуктами производства, в свою очередь могут выступать в качестве исходного материала для детской деятельности. Кроме того, всевозможные коробки, флаконы, крышки так же могут быть использованы на уроках ППО в процессе детской конструктивной деятельностью.
Ознакомление учащихся с разнообразными материалами позволяет, тем самым, расширить материальную базу, необходимую для деятельности воображения. В то же всремя нельзя ограничиваться расширением запаса представлений об окужающем мире, основной акцент следует делать на развития навыка свободного трансформирования представлений.
Направленность обучения на формирование операционного компонента воображения требует внесения в программу предметно-практического обучения некоторые изменения, касающихся главным образом распределения количества часов по видам деятельности.
Программа третьего класса предусматривает использование таких видов деятельности, как аппликационные работы, моделирование из бумаги и металлического «Конструктора», работа с тканью и работа с разными материалами. На каждый вид деятельности отводится определенное количество часов по четвертям. В сравнении с программой второго класса в третьем классе сокращается количество часов, отводимых на выполнение пяти вышеперечисленных видов деятельности. В третьем классе навыки работы с этими материалами закрепляются и развиваются, повышается уровень сложности изготавливаемых на уроке изделий. Например, во втором классе в разделе «Аппликационные работы» предусматривается выполнение отдельных аппликаций на тему «Летом в лесу», «Поздняя осень», аппликации по прочитанному рассказу. В то время как в третьем классе учащиеся выполняют по теме не одну, а несколько аппликаций, например, серия аппликаций на тему «Зима», по прочитанному рассказу (сказке) и т.д.
Программой третьего класса увеличивается количества часов, отводимых на раздел «работа с разными материалами». В соответствии с содержанием этого раздела, учащиеся изготавливают на уроках сложные макеты, например «Город» и т.д.; панорамы, подарки к празднику. Увеличение количества часов на этот раздел так же планомерно, поскольку в работе с разными материалами проявляются и совершенствуются все навыки, сформированные в других видах деятельности, таких, как лепка, аппликация, моделирование и т.д. Работа для развития творческого воображения школьников, так как предлагаемы учащимися ассортимент материалов обеспечивает возможность неоднозначного решения поставленной задачи, вариативного изготовления любого объекта, любого изделия.
Наглядный метод
Наглядный метод. Источник знаний для учащихся - наблюдаемые предметы, явления, события, факты, пособия и т.д. Эффективность усвоения знаний зависит от применения наглядных пособий, технических средств. Средство метода - наглядные пособия. Они делятся на две группы: - методы иллюстрации (алгоритм, п ...
Развитие речи у детей в онтогенезе
По определению В. А. Калягина, речь – это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь рассматривают в качестве основного механизма мышления, основы сознания, средства регуляции и контроля собственной деятельности, отраж ...
Формирование коммуникативных навыков на начальном этапе обучения
Формирование навыков общения на иностранном языке начинается с понимания. Затем происходит усвоение нужной лексики и умение использовать ее в нужной речевой ситуации. Формирование навыков диалогической речи труднее, чем монологической. Поэтому важно правильно сформировать умение вести диалог. По те ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.