Педагогика и образование » Развитие творческого воображения младшего школьника с нарушением слуха » Развитие творческого воображения на уроках предметно-практического обучения

Развитие творческого воображения на уроках предметно-практического обучения

Страница 4

Направленность обучения на развитие у учащихся способности к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в просто, а затем и в развернутый контекст; формирование у детей целостного видения мира, представления о взаимосвязи объектов окружающей действительности.

Акцентирование внимания на изображении создаваемых объектов в динамике, в характерных для них движениях, позах, способствует более глубокому пониманию учащимися природы вещей, формированию у них развернутых представлений об окружающих объектах.

Выделение в качестве структурного этапа урока деятельности работы с формой, предполагающей сознание на основе форм исходных материалов (природных или синтетических) образов различных объектов. Такая работа способствует формированию операционных компонентов творческого воображения за счет развития комбинаторных навыков, способностей к переконструрованию, комбинированию заданных элементов. В этих условиях продолжается целенаправленное формирование у учащихся операции «включения».

Предоставление учащимся свободы в выборе объектов деятельности, материалов для их изготовления, способов их обработки; разъяснение возможности вариативного выполнения одних и тех же объектов за счет использования различных материалов.

Создание в процессе занятий проблемных ситуаций, постановка задач логического типа, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса.

Изучив литературу, посвященную проблеме развития творческого воображения у младшего школьника, можно сказать, что данная проблема все чаще рассматривается в психологической и педагогической литературе.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Воображение, по результатам исследований Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени.

Воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания. Специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переконструирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде. Воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику. Деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельностью человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью. Деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации; процесс воображения, его богатство, сила, содержательность, обусловлены прошлым опытом личности, опираются на него. Воображение находится в отношениях тесной связи и взаимосвязи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.

Воображение находится в отношениях тесной связи и взаимосвязи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей и общества в целом и которые воплощаются в реальные, конкретные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видом творческой деятельности человека.

Следующие выводы можно сделать по изучению литературы по проблеме развития воображения ребенка-школьника с сохранным слухом и нарушениями слуха: одновременное формирование в процессе обучения структурных и операционных компонентов творческого воображения обеспечит эффективное развитие воображения детей как в норме, так и в условиях нарушенного хода развития.

Так же можно отметить, что если у детей в норме воображение выполняет отражательную функцию, то у детей с нарушениями слуха воображение помимо отражательной выполняет и компенсаторную функцию: обогащает опыт, способствует расширению кругозора, активизирует речевую и познавательную деятельность.

Уроки предметно-практического обучения имеют большие возможности для формирования у глухих школьников творческого воображения. Успешность реализации этих возможностей, прежде всего, зависит от характера организации учебного процесса. Об эффективном развитии творческого воображения глухих учащихся можно говорить только в том случае, если на уроках предусматривается одновременное формирование структурных и операциональных компонентов данного психического процесса чему способствуют следующие условия:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Педагогические условия организации эффективного обучения младших школьников русскому языку
Наиболее благоприятные условия для формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста в процессе обучения их родному языку создается в том случае, если в качестве содержания такого обучения выделена система понятий, раскраивающая сущность фонематического принципа письма и опирающих ...

Понятие универсальных учебных действий, их виды
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, ...

Влияние типа темперамента на социометрический статус дошкольника
В своей работе мы проводили исследования в МДОУЦРР № 60 "Крепышок" г. Ставрополя, в 2005 году, где наблюдалась группа старших дошкольников. Согласно теме дипломной работы в период наблюдения был разработан категориальный аппарат исследования, подобранны основные методы и определена основа ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0097