Проведение в предыдущем параграфе системно - структурного анализа обучения учащихся 5-7 классов технологии кулинарии изучение опыта обучения данному модулю сложившегося в практике современной общеобразовательной школы позволили выявить её место и роль в содержании программного материала образовательной области "Технология" и потенциальные возможности эстетического воспитания школьниц.
Для определения педагогических условий, их эффективной реализации в учебно-воспитательном процессе нами сформулированы уставные группы технологических и эстетических знаний и умений на предмет решения поставленных нами задач в рамках квалификационной работы. Эти данные мы представили таблицей № 3.
Анализ представленной таблицы позволяет утверждать, что нами сгруппированы семнадцать технологических комплексных групп. Сравнительный анализ их потенциальных возможностей в решении задач эстетического воспитания учащихся и данных о фактической реализации воспитательного воздействия на учащихся в практике школы позволяет сделать вывод о наличии ряда принципиальных вопросов по эстетическому воспитанию не реализуемых на занятиях технологии обработки ткани. Подробно они изложены в нашей экспериментальной программе учитывающей условия школы, в которой мы на протяжении трёх лет проходили педагогическую практику, региональные особенности Кубани. А так же охватывающие узловые вопросы обучения учащихся технологии кулинарии.
Наряду с учебной программой и выявленными нами комплексными группами технологических знаний и умений, потенциально обеспечивающих эстетическое воспитание учащихся на занятиях технологии обработки ткани являются такие компоненты воспитательной среды, как: предметная среда (кабинет для занятий по технологии, оформление его стендами, дидактический раздаточный материал, материально-техническое оснащение), культура межличностных отношений, организация рабочего места учащихся, соблюдение правил санитарии и гигиены, внешнего вида, рабочей одежды, эстетическое отношение к предмету, средствам и результату своего труда.
В теории эстетического воспитания среда обитания нередко рассматривается как элемент эстетического воспитательного процесса. В среду обитания включается не только окружающая природная среда, но и созданная людьми "вторая природа". Деятельность по преобразованию этой среды, опыт поколений, воплощенный в ней, оказываются активным фактором воспитания. Поэтому люди стремятся постоянно совершенствовать эту среду, в соответствии с изменяющимися и углубляющимися представлениями о полнокровной жизни.
В этой связи, эстетическая подготовка подрастающего поколения должна являться важнейшей сферой его приобщения к общечеловеческим ценностям, составляющим основу культурной среды, а поэтому, одной из важнейших форм его социализации как личности. Указанное приобщение необходимо основывать на интеграции знаний различных областей наук, раскрытии взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, социальных, технологических, эстетических, экологических, педагогических, психологических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры человека. Эстетическое воспитание должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающим природным и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно - исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом, познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетическое мировоззрение. В основе формирования эстетических отношений лежит эстетическая деятельность, она является активным средством и условием эстетического воспитания учащихся в образовательной области технология. В указанной деятельности формируется эстетическое сознание, эстетическое отношение к предмету, средством, результатом труда, межличностные отношения в труде.
Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников
В детских садах, в соответствии с требованием программы, воспитатели учат детей создавать рисунки, лепить аппликацию, используя различные материалы: карандаши, краски, кисти, мелки, цветную бумагу, пластилин, глину, клей, ножницы и многое другое. При этом дети овладевают разными способами действия ...
Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению
Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстетический мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношен ...
Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания нагляд ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.