- традиционная, ориентированная на "нормативное преподавание", описание идеальных моделей экономики;
- академическая, в соответствии с которой школьное экономическое образование рассматривается как упрощённое высшее;
- бизнес - ориентированная, в рамках которой сведения об экономике подаются в виде системы практических советов и которая направлена на выработку навыков поведения в хозяйственной жизни;
- культурно-функциональная, нацеленная на формирование общих представлений о мире экономики, соответствующих ценностей, а на их базе - навыков поведения в экономике.
Решая задачи социализации, наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход. Он помогает выработать у школьников не только адекватные представления о сути экономических явлений, но и сформировать навыки адекватного поведения в реальной экономической жизни. Именно в рамках данного подхода формируется экономическое мышление, представляющее сплав познаний устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, а также усвоение норм экономического поведения, экономической культуры, а тем самым, создаются предпосылки для социализации выпускника.
Задача экономического образования в этом случае - дать не только качественное образование, но и предусмотреть:
- в сфере обучения - освоение учащимися основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования и развития, умений экономической деятельности, т. е. деятельности в ситуации выбора;
- в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
- в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремления к цивилизованному предпринимательству, что должно стать средством социальной защиты, облегчить решение проблемы занятости молодых людей, их адаптации к рынку.
Таким образом, можно выделить две составляющие экономического образования: в целом экономические знания и тренировку навыков экономического поведения.
С детства человек ежедневно должен решать проблему выбора: с какого урока начать домашнее задание, какую книгу читать, с кем дружить, как постоять за свое человеческое достоинство и т. д. Не решая самостоятельно проблему выбора, ребенок приучается получать готовые решения и привыкает к статусу "иждивенца". Экономическое поведение — это действия в постоянном выборе из ограниченных ресурсов, который делает человек ради себя, своей семьи, своего сообщества.
Можно схематично представить основу экономического поведения человека.
Основу любой экономической деятельности человека составляют потребности. Именно они заставляют человека постоянно совершенствовать способы производства, искать новые пути создания новых благ. Не было бы потребностей, не было бы и экономики. В экономическом мире человеческие потребности безграничны, т. к. они постоянно возрастают, изменяются, и не возможно точно их измерить в каждый данный момент времени. С другой стороны – чтобы эти потребности удовлетворить, необходимы ресурсы, которые в каждый данный момент времени ограниченны, т. е. их всегда меньше, чем необходимо для производства благ и удовлетворения потребностей. Из-за этого несоответствия в экономике и существует проблема выбора. Поведение человека в этой ситуации, когда он пытается найти единственное решение проблемы из нескольких возможных, основано на экономическом мышлении. Как он себя ведет? Он выбирает, причем его выбор имеет определенную цель. С желанием эту цель достичь, он пытается предусмотреть различные альтернативы своих действий, выработать критерии оценки этих альтернатив и сделать осознанный выбор, оценив эти альтернативы. Кроме того, экономически мыслящий человек постарается определить цену своего выбора. Не слишком ли высоки те потери, которые он имеет, сделав свой выбор? Цена выбора – это то, чего человек лишился, сделав свой выбор, то, что по желанности занимало для него второе место после сделанного выбора. Осуществление выбора – это реализация рационального, экономического поведения человека.
Рациональный человек, кроме того, стремиться максимизировать результат при данных затратах, причем это поведение не всегда является правильным с точки зрения морали. Вот почему в экономическом образовании особую роль надо отводить нравственному воспитанию. Необходимо, чтобы рациональные действия одного субъекта не приводили к ущербу для другого.
Таким образом, процесс экономического образования не сводится только к экономическим знаниям. Суть экономического обучения и воспитания заключается в приобретении навыков экономического мышления, в выработке самодисциплины, в осознании необходимости самоорганизации. Суть в том, чтобы развить способности самовыражения личности, пробудить стремление к рационализму в работе, к изобретательности, к выбору оптимального варианта в решении социально-экономических задач, к получению при этом наибольшего эффекта при наименьших затратах.
Отношение преподавателей УдГУ к федеральному
интернет-экзамену в сфере профессионального образования
Удмуртский государственный университет участвует в федеральном интернет-экзамене с 2005 года, что позволяет говорить об определенном опыте подготовки и проведения такой формы внешнего контроля качества знаний студентов. На результаты тестирования влияет множество факторов, для выявления которых нео ...
Основные направления социально-педагогической
деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков
В рамках данного направления под коррекцией понимается исправление недостатков развития личности. Д.И. Фельдштейн определяет коррекционно-воспитательную работу как систему педагогических мероприятий, по преодолению и ослаблению нарушений психического и физического развития с помощью системы педагог ...
Развитие творческого воображения на уроках предметно-практического обучения
Уроки предметно-практического обучения имеют большие возможности для формирования у глухих школьников творческого воображения. Успешность реализации этих возможностей, прежде всего, зависит от характера организации учебного процесса. Об эффективном развитии творческого воображения глухих учащихся м ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.